В годы 'холодной войны' ядерное оружие, как это ни парадоксально, обеспечивало относительную стабильность в мире. Теперь ситуация изменилась. Мир оказался на пороге нового, опасного этапа - когда масштабный процесс распространения этого оружия сочетается с экстремизмом и геополитической напряженностью.
Некоторые из сегодняшних террористических организаций готовы без колебаний применить оружие массового поражения ради реализации своих деструктивных программ. Не исключено, что 'Аль-Каида' и связанные с ней группировки пытаются заполучить ядерные материалы, чтобы устроить катастрофу немыслимого масштаба. В этом им вольно или невольно, возможно, способствуют 'деструктивные' или нестабильные государства: чем больше в 'обороте' ядерных материалов, тем выше риск, что они попадут не в те руки. И если действия государств - какое бы неприятие они ни вызывали - как правило можно нейтрализовать за счет политики сдерживания, в отношении группировок вроде 'Аль-Каиды' эти методы не действуют. Расчеты баланса сил времен 'холодной войны' сменили 'асимметричные' военные действия и теракты с использованием смертников.
Существуют весьма веские основания для резкого сокращения ядерных арсеналов. В этой сфере необходима новая инициатива исторического значения, но реализовать ее можно только путем коллективных действий и с помощью международных институтов. В течение последнего года в США осуществляется важный проект по этой проблематике: его возглавляют такие видные политические деятели как Генри Киссинджер (Henry A. Kissinger), Джордж Шульц (George Shultz), Уильям Перри (William Perry) и Сэм Нанн (Sam Nunn). Они опубликовали в Wall Street Journal две статьи, где излагается концепция безъядерного мира и намечаются некоторые из поэтапных шагов, которые, за счет их совокупного эффекта, способствовали бы достижению этой цели. Недавно о поддержке концепции авторов заявил сенатор Джон Маккейн (John McCain). Барак Обама (Barack Obama) скорее всего тоже отнесется к ней позитивно.
Аналогичную дискуссию необходимо провести и в нашей стране, а также в других государствах Европы. Британия и Франция, будучи ядерными державами, могли бы присоединиться к возобновленным усилиям международного сообщества по сокращению имеющихся ядерных вооружений. Авторы американской инициативы не призывают к одностороннему разоружению, и мы с ними согласны. Добиться прогресса в этой области можно только в ходе совместной работы с другими странами ради общих целей, используя взаимно согласованные процедуры и стратегию.
Основная часть общемирового ядерного арсенала принадлежит двум странам - Соединенным Штатам и России. Если в распоряжении Вашингтона имеется 5000 ядерных боеголовок, то у России их, как сообщается, до 6000 - то есть по этому показателю она занимает первое место в мире. Трудно понять, по каким причинам правительства России и США считают необходимым иметь такое гигантское количество ядерных вооружений.
Благоразумные американцы - например, Киссинджер и Шульц - полагают, что радикальное сокращение арсеналов этих двух стран не поставит под угрозу безопасность Америки. Несомненно, чтобы добиться серьезного прогресса на этом направлении, начало должно быть положено этими двумя державами.
США и Россия должны гарантировать, что Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, заключенный в 1991 г., по-прежнему составляет основу сотрудничества в этой сфере. Положения договора необходимо расширить. Достичь соглашения нужно и по вопросу о противоракетной обороне. Предложение США о размещении объектов своего противоракетного 'щита' в Польше и Чешской Республике вызывает недовольство у Кремля. Пока этот вопрос провоцирует разногласия, но ситуацию можно и изменить. Любая ракетная угроза Европе и Соединенным Штатам представляет опасность и для России. Более того, у России и Запада есть серьезная общая заинтересованность в нераспространении ядерного оружия.
В других странах имеются значительные объемы 'бесхозных' ядерных материалов. Только на территории бывшего СССР, по некоторым оценкам, наберется достаточно урана и плутония для создания 40000 ядерных боеголовок. Сообщалось о случаях ядерной контрабанды на Кавказе и в некоторых странах Восточной Европы. Резолюция Совета Безопасности ООН N1540, обязывающая государства мира повысить уровень безопасности таких запасов, допускает направление групп специалистов в те страны, где отсутствует необходимая инфраструктура и опыт работы с ядерными материалами. Такие группы необходимо создать, чтобы специалисты помогли этим государствам как в мониторинге и учете ядерных материалов, так и в создании собственных механизмов контроля для заделывания брешей в системе безопасности. Транспарентность в этих вопросах имеет особое значение; Британия может и должна принять участие в такой работе, предоставив своих экспертов для выполнения этой важнейшей задачи.
Договор о нераспространении ядерного оружия, 40 лет служивший основой для борьбы с расползанием этих вооружений на планете, нуждается в совершенствовании. Его положения об обязательном мониторинге необходимо укрепить. Все страны, подписавшие ДОВСЕ, должны согласиться с положениями о мониторинге, содержащимися в Дополнительном протоколе Международного агентства по атомной энергии, обязывающими все государства обеспечить доступ инспекторов на любые объекты, где могут находиться ядерные материалы. Эти меры, в случае их реализации, расширят возможности МАГАТЭ по проверке как официальных заявлений о наличии ядерных материалов, так и незаявленной деятельности такого рода. В ситуации, когда ряд стран, в том числе Иран и Сирия, возможно, ведут работы по созданию ядерного оружия под прикрытием программ гражданского назначения, способность МАГАТЭ прояснить все аспекты любой ядерной программы приобретает жизненно важное значение.
Аналогичным образом, вступление в силу Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний станет серьезным достижением в борьбе с ядерной угрозой. Этот договор покончит с испытаниями ядерного оружия, гарантируя тем самым прекращение разработки вооружений нового поколения. Однако он вступит в силу только после того, как его ратифицируют девять государств, которые пока этого не сделали. Британия, действуя через НАТО и ЕС, продолжает убеждать те государства, что еще не присоединились к этому соглашению - Индию, Пакистан, Египет, Китай, Индонезию, Северную Корею, Израиль, Иран и США - ратифицировать договор.
Для обеспечения современного режима нераспространения необходимы механизмы, обеспечивающие помощь странам, стремящимся развивать мирную ядерную энергетику, со стороны государств, обладающих передовым опытом в этой сфере, и способных предоставить им ядерное топливо с последующей утилизацией отработанных материалов, обогащенный уран и техническое содействие. Однако эти страны, в свою очередь, должны согласиться с должными процедурами проверки и не препятствовать доступу инспекторов МАГАТЭ на соответствующие объекты.
Для достижения реального прогресса в деле ослабления ядерной угрозы соответствующие обязательства должны взять на себя не только США и Россия, но и все остальные ядерные державы. Великобритания за последние 20 лет существенно сократила свой ядерный арсенал. Она избавилась от неуправляемого и тактического ядерного оружия и уменьшила количество боеголовок на ракетах 'Трайдент' до минимума, необходимого для поддержания ядерного сдерживания. Если нам удастся приступить к серьезному многостороннему процессу разоружения, Британии, наряду с Францией и другими нынешними ядерными державами, необходимо будет задуматься о том, какой дальнейший вклад мы сможем вносить в достижение этой общей цели.
Реальное продвижение к радикальному сокращению общемирового ядерного арсенала вполне возможно. Конечной целью должно быть полное избавление планеты от ядерного оружия. Это потребует времени, но при наличии политической воли и усовершенствованного механизма мониторинга такая цель вполне достижима. Необходимо действовать срочно, пока не стало слишком поздно, и первым шагом в этом направлении должна стать поддержка проходящей в Америке кампании за безъядерный мир.
Сэр Малкольм Рифкинд, лорд Хэрд Уэствеллский и лорд Оуэн - бывшие министры иностранных дел Великобритании; лорд Робертсон Порт-элленский - бывший генеральный секретарь НАТО
_______________________________________
Критическая масса разоружения ("Los Angeles Times", США)
Возвращение к контролю над вооружениями ("The Washington Post", США)