В этом году быть русским приятно. Сборная России по футболу блистательно выступила на Евро-2008, страна заслужила массу непревзойденных одобрительных отзывов за победу на конкурсе 'Евровидение', а пока рынки во всем мире рушатся, ее собственная экономика продолжает быстро развиваться.
Резкое увеличение потребительских расходов, рост цен на нефть, которые сегодня перевалили за 140 долларов за баррель, рекордное количество корпоративных слияний и поглощений, а также высокие темпы развития, - все это говорит о том, что в 2008 году Россия уверенно стала эпицентром финансового внимания.
Инвестиционные банкиры Запада на всех парах мчатся в Москву, чтобы не упустить свой шанс и заработать на высокодоходных сделках по поглощениям, поскольку Лондон и Нью-Йорк все больше напоминают погосты, на которых инвестиционные институты могут найти только вечный покой. 'Иностранные банкиры толпами рвутся в Москву, потому что именно там разворачивается сегодня главное действие', - заявил вчера один специалист по рынкам капитала.
Российские инвестиционные банки 'Ренессанс Капитал' и 'Тройка Диалог' за последние полтора года удвоили численность сотрудников и все чаще обращают свои взоры за границу в поисках знаний и опыта. А западные инвестиционные компании вынуждены резко сокращать штаты в связи с кризисом кредитования.
Последним банкиром с известным именем, устремившимся на Красную площадь, стал Ник Харвуд (Nick Harwood), прежде возглавлявший в Citigroup отдел акций Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Харвуд в середине сентября займет должность заместителя руководителя по глобальным рынкам в российском инвестиционном банке 'Тройка Диалог', который известен своими близкими связями с Кремлем.
Известно, что московские банки предлагают банкирам пакеты зарплат и поощрительных выплат, намного превышающие ставки Запада. Однако Харвуд, работавший на Citigroup в самых разных уголках планеты, говорит, что на его решение отправиться в Москву повлияла отнюдь не сумма денежного вознаграждения. Он заявляет: 'Я покидаю глобальный рынок, чтобы начать работу на региональном рынке. Но круг моих обязанностей будет гораздо шире, чем просто ценные бумаги. Москва - это очень динамичный город, а у России есть потенциал крупной экономической державы'.
Крис Харви (Chris Harvey), возглавляющий отдел глобальных банковских операций в компании Deloitte, говорит следующее: 'Банкиры из Великобритании все чаще выбирают растущие рынки, особенно Россию. Экономика страны модернизируется, и хотя об этом мало пишут в средствах массовой информации на Западе, там активно идет процесс слияний и поглощений, а также финансирование проектов. Страна движется в 21-й век, и если не будет микроэкономических потрясений, она продолжит развитие'.
Возглавляющий отдел исследований финансовых институтов в 'Тройке Диалог' Эндрю Кили (Andrew Keeley) провел в Москве шесть лет, и теперь он живет на два дома, путешествуя из Лондона в российскую столицу и обратно. 'Приезжающие в Москву с Запада банкиры могут уверенно надеяться на удвоение своих доходов, потому что здесь все еще существует дефицит квалифицированного персонала. Здесь другая культура, она очень динамичная. Есть здесь и иные преимущества', - рассказывает этот 35-летний бизнесмен из Кента.
В этом году битву за таланты банковского мира в Москве подстегнуло решение государственного банка ВТБ заняться инвестиционным бизнесом. ВТБ, получивший в прошлом году в результате первичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже 8 миллиардов долларов, переманил к себе как минимум 60 банкиров из московского отделения Deutsche Bank, чтобы укомплектовать свои новые подразделения. Немецкий банк в ответ набрал большое количество сотрудников из конкурирующих фирм, таких как Unicredit, UBS и ING. Президент ВТБ Андрей Костин заявил в марте, что его банк в предстоящие два года инвестирует 500 миллионов долларов и наймет 400 человек, чтобы расширить свои развивающиеся инвестиционные банковские операции.
Близкий к ВТБ источник говорит следующее: 'Некоторым из приехавших нет и тридцати, у них мало опыта. Это смешно. Они буквально в один момент увеличили свои доходы до 2 миллионов долларов в год'. По словам Джонатана Эстбери (Jonathan Astbury), управляющего фирмы-охотницы за талантами Sandton Group, которая сотрудничает с компаниями 'Ренессанс', 'Тройка' и Goldman Sachs, руководители высокого управленческого звена в России могут рассчитывать примерно на 8 миллионов долларов по двухгодичным контрактам. Он говорит следующее: 'Это не намного больше, чем в Нью-Йорке или Лондоне, но главное преимущество заключается в том, что подоходный налог там составляет всего 13 процентов, и он фиксированный. Поэтому в итоге у них получается значительно больше. Что касается карьеры, то мы наблюдаем сохраняющееся чувство неудовлетворенности на рынках Запада, в особенности в Великобритании и Северной Америке. В связи с этим многие банкиры начинают в качестве варианта карьерного роста на краткосрочную перспективу рассматривать работу в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии'.
По словам банкиров со стажем, некоторые из них даже ездят домой на выходные. Один из таких людей рассказывает: 'Некоторым парням с Запада очень трудно дается переходный период'. По его словам, те два рейса, которые выполняются из Лондона в Москву в воскресенье вечером, все больше заполняют банкиры, спешащие успеть в понедельник утром на работу. Многие из них - это те, кто в пятницу после обеда улетел домой на уикенд.
Один высокопоставленный банковский работник, долгое время проработавший в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге, в 2006 году переехал в Москву. Он говорит: 'В 2005 году начались массовые переезды людей, а теперь это обыденное явление, причем многие ездят в Лондон на выходные'.
Прошло почти десять лет с момента финансового кризиса 1998 года, когда произошел обвал рубля, рухнул неокрепший фондовый рынок, а правительство оказалось не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Дефолт заставил многих экспатов срочно паковать чемоданы и ехать в московский аэропорт 'Шереметьево'. Но потом банки вернулись. Сначала они действовали очень осторожно, но затем быстрый рост среднего класса и более стабильный экономический и политический климат придали им храбрости.
Говорит Маркус Сведберг (Marcus Svedberg), главный экономист компании East Capital, занимающейся управлением активами в Восточной Европе: 'Десять лет назад страна была почти банкротом; сейчас же экономика динамично развивается, и несмотря на происходящее в других странах, в этом году в России отмечается ускоренный рост'.
В качестве иллюстрации успехов российской экономики, которая основана на нефтегазовых запасах, Сведберг приводит некоторые цифры. Если в 1998 году ВВП в России составлял 271 миллиард долларов, то в текущем году он вырос до 1,6 триллиона. В то же время, размер долга упал с 50 процентов ВВП до 3 процентов. Инфляция за это время снизилась с 84 до 10 процентов, а учетные ставки со 150 до 11 процентов.
Сегодня у страны есть нефтяной фонд, средства из которого пока инвестируются только в ценные бумаги с высшим рейтингом надежности. Многие считают, что когда в октябре полномочия фонда будут продлены, у него появится гораздо более агрессивная стратегия приобретений.
В прошлом году инвестиционный банк Lehman Brothers переманил американского банкира Ника Джордана (Nick Jordan) из Deutsche Bank за внушительное годовое вознаграждение в 10 миллионов долларов руководить своим московским отделением. Дом у Джордана в Лондоне, но три недели в месяц он проводит в Москве. Он говорит следующее: 'За последние 15 лет в банках происходит трансформация. Из местных фондов венчурного инвестирования они превращаются в банки по оказанию масштабных комплексных услуг, в коммерческие и розничные банки. А это помогает решать трудные задачи'.
Рынок капитала в России не испытал сильного влияния глобального кредитного кризиса. Тот вакуум, который образовался в результате снижения количества IPO, заполнили слияния и поглощения.
Ричард Хейнсворт (Richard Hainsworth) - основатель и генеральный директор банковского рейтингового агентства 'РусРейтинг'. Он приехал в Москву в 1982 году, и с тех пор много повидал людей, которые приезжали в Россию, а затем покидали ее. Что он может посоветовать новичкам, начинающим работать в Москве? 'В декабре, когда дни становятся короткими и на улицах темно, идите в отпуск и поезжайте в Египет. Все будет по-другому. Постарайтесь набраться терпения и всегда считайте до десяти, прежде чем реагировать'.
'Это был настоящий культурный шок, но я намерен побыть здесь какое-то время', - говорит Бернард Абдельмалак (Bernard Abdelmalak) из банка 'Ренессанс Капитал'.
Сидящему в своем кабинете на 46-м этаже 'Башни на Набережной' в Москва-Сити Бернарду Абдельмалаку можно простить то, что он вообразил, будто работает в лондонском районе Канари-Уорф.
Новый деловой район российской столицы находится в трех километрах от Кремля на берегу Москвы-реки. Он создан по образу и подобию Канари-Уорф, и значительная его часть все еще является стройплощадкой.
Абдельмалак ушел с должности в Citigroup в своем родном Лондоне год назад, и теперь он работает на российский банк 'Ренессанс Капитал', который недавно перенес основную часть своих офисов в Краснопресненский район Москвы.
'Переезд сюда оказался для меня культурным шоком, я скучаю по семье и друзьям, но здесь масса положительных моментов. Например, этот вид, а также то, что я работаю на динамичный инвестиционный банк в таком удивительном и быстро развивающемся городе', - говорит он.
Одним из главных положительных моментов для переезжающих из Лондона в Москву банкиров является денежное вознаграждение. Абдельмалаку 31 год, и он получает здесь гораздо более высокую зарплату. Кроме того, невысокий 13-процентный налог также дает свои преимущества.
'Ренессанс' один из немногих финансовых институтов, таких как Lehman Brothers, Citibank, Standard Bank, KPMG и 'ВТБ', которые открыли в Москва-Сити свои офисы. Абдельмалак живет в центре и скучает по суете главной торговой улицы города Тверской, которая ведет прямо на Красную площадь. 'Здесь нет магазинов, ресторанов, баров. Здесь только одна кофейня Starbucks и две огромные столовые. Но и Канари-Уорф когда-то тоже был именно таким'.
Он занимает должность руководителя по управлению ценными бумагами. Работа его включает наблюдение за операциями банка в Африке, а также за его операциями с облигациями и по покупке ценных бумаг с обратным выкупом. Он регулярно ездит в Киев, Лагос и Найроби. А скоро будут и поездки в казахский город Алма-Ату.
По понедельникам и вторникам он обычно работает до 9 вечера. Затем в середине недели начинается вечернее общение между клиентами и коллегами. Два-три раза в неделю он ходит на курсы русского языка. 'Жизнь здесь существенно отличается от лондонской. Я чувствую себя не очень комфортно', - говорит он.
Абдельмалак заглядывает в будущее. 'Если рынок здесь удержит свои позиции, как он успешно удерживает их сегодня, в период глобального кредитного кризиса, то я думаю, что мне надо будет поработать здесь подольше', - говорит он.
____________________________________________
Пан Москва ("Wprost", Польша)
'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)
В Москве банкиры получают вдвое больше, чем на Западе ("Financial Times Deutschland", Германия)