Вступая в должность, президент России Дмитрий Медведев обещал укреплять законность. Жестокая схватка между ВР и ее российскими партнерами за совместную нефтяную компанию ТНК-ВР стоимостью в 30 миллиардов долларов, дает ему прекрасную возможность сдержать свои обещания.
Если г-н Медведев как можно скорее не начнет действовать, он может не успеть спасти компанию, созданную с персонального благословения его предшественника Владимира Путина, занимающего сейчас пост премьер-министра.
На первый взгляд, партнеры поссорились из-за вопросов менеджмента ТНК-ВР. Российские акционеры обвиняют ВР в управленческих ошибках, в том числе в чрезмерном использовании дорогостоящего иностранного персонала. На самом деле, по-видимому, спор между ВР с ее половиной акций и четырьмя олигархами, которым принадлежит вторая половина, идет о контроле над компанией.
Возможно, олигархи среагировали на попытки ВР заключить соглашение о сотрудничестве с 'Газпромом', опасаясь, что управляемая государством газовая компания будет претендовать на их долю в ТНК-ВР. Также может быть, что олигархи хотят вытеснить ВР и заключить собственную сделку с 'Газпромом'. Возможно даже, что олигархи хотят избавиться и от 'Газпрома' и от ВР и работать с 'Роснефтью', управляемой государством нефтяной компанией, в совете директоров которой председательствует вице-премьер г-на Путина Игорь Сечин.
Разумеется, то, что акционеры порой добиваются своих целей весьма жесткими методами, вполне нормально. Бизнес, а в особенности нефтяной бизнес, не для стыдливых мимоз.
Однако ни одна из сторон не вправе привлекать на свою сторону власти. На этой недели, городские власти Москвы разрешили выдать иностранным сотрудникам ТНК-ВР только 71 разрешение на работу. Это немногим больше, чем планировали олигархи, но меньше половины от затребованных ВР 150. К тому же, это решение было принято слишком поздно, так что даже сотрудники, подпадающие под квоту, не успевают получить новые визы до того как в этом месяце истекут визы у всего зарубежного персонала ТНК-ВР. Ранее, 148 сотрудников ВР были отстранены от работы в ТНК-ВР решением суда. ВР рискует потерять контроль над компанией.
Г-н Медведев заявляет, что государство не имеет отношения к спору акционеров и что вовлекать государственные учреждения в корпоративные конфликты 'незаконно'. Но одних деклараций, пусть даже самых благонамеренных, недостаточно. Государственные чиновники уже вмешались в дело в ключевом вопросе о визах и разрешениях на работу. Московские бюрократы не стали бы действовать без поддержки сверху. Вряд ли ВР стал мишенью хитроумного кремлевского заговора. Больше похоже на то, что он пал жертвой борьбы за власть внутри администрации, которой, возможно, воспользовались партнеры ВР.
Как бы то ни было, г-н Медведев должен подняться над схваткой и сдержать свое обещание насчет законности. Если он этого не сделает, пострадают как репутация России в среде иностранных инвесторов, так и надежды на создание справедливого и прозрачного правопорядка.
_________________________________________________
Пессимист - хорошо осведомленный оптимист? Не всегда ("The Wall Street Journal", США)
Уважение к закону - в интересах самой России ("The Financial Times", Великобритания)
Риски России ("The Financial Times", Великобритания)
Не приближайся к Кремлю - обожжешься ("Business Spectator", Австралия)