July 2, 2008; Page A2
Вашингтон - Эпохальному договору администрации Буша о сотрудничестве с Россией в ядерной сфере угрожают проволочки со стороны американского Конгресса. Это очередная оплошность в стратегии Белого дома по борьбе с распространением ядерного оружия.
Американские законодатели выступают против этого соглашения отчасти потому, что Москва уже не первый год продает Ирану ядерные материалы и баллистические ракеты. Законодатели стремятся получить от Белого дома более серьезные доказательства того, что Россия прекратила военное сотрудничество с Тегераном.
Между тем, по словам американских чиновников, становится ясно, что аналогичный договор, подписанный в 2005 г. с Индией, вряд ли обретет форму закона до окончания второго президентского срока Джорджа Буша - в большой мере из-за сопротивления индийского парламента.
Законодатели-демократы и республиканцы также пытаются заблокировать недавние шаги администрации Буша по заключению соглашения о гражданском ядерном сотрудничестве с богатыми энергоносителями арабскими странами - такими, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн.
'Администрация Буша поставила ядерную торговлю выше здравого смысла', - говорит член Палаты представителей Эдвард Марки (Edward Markey) (демократ от штата Массачусетс), сопредседатель двухпартийной рабочей группы Конгресса по нераспространению.
Цель стратегии администрации по нераспространению - убедить развивающиеся страны отказаться от реализации ядерных топливных циклов. Инициатива Вашингтона 'Глобальное партнерство в области ядерной энергетики' (Global Nuclear Energy Partnership, GNEP) призвана помочь этим странам в развитии ядерной энергетики в обмен на их обязательство покупать ядерное топливо в топливных банках, находящихся под международным мониторингом. Это могло бы препятствовать попаданию топлива в руки стран-изгоев или террористических групп.
Конфликт Вашингтона с Ираном связан во многом с тем, что Тегеран активно ведет ядерный топливный цикл, который может стать шагом к разработке ядерного оружия. Американские чиновники заявляют, что они хотят использовать GNEP для создания международного режима, который стал бы противовесом иранской модели.
В июле прошлого года Буш и тогдашний президент России Владимир Путин, стремясь расширить отношения между двумя странами, подписали пакт об энергетическом сотрудничестве. По словам американских чиновников, Россия в связи с масштабом ее ядерной промышленности является ключевым партнером в создании топливного банка.
Этот договор позволил бы американским фирмам продавать определенные ядерные технологии российским компаниям. По словам официальных лиц США, они могли бы получить разрешение на разработку реакторов по технологии, гарантирующей нераспространение. Кроме того, этот пакт упростил бы продажу российского ядерного топлива в США.
Немалое число американских законодателей считает возможным заблокировать сделку с Россией из-за того, что в прошлом Москва поддерживала ядерные разработки Ирана и создание им ракет большой дальности.
Один американский чиновник, участвующий в работе над соглашением с Россией, говорит, что администрация Буша начинает испытывать нехватку времени, но уверен, что дело будет доведено до конца.
Белый дом заверил Конгресс, что Россия не помогает Ирану разрабатывать ядерное оружие. Но республиканец Марки и другие американские законодатели сомневаются в точности разведывательных данных, предоставленных администрацией. Недавно они заказали Главному контрольному управлению (Government Accountability Office) отдельный доклад на тему военного сотрудничества Москвой с Тегераном. Россия помогает Ирану строить легководный реактор в городе Бушер. Администрация Буша поддерживает этот проект, потому что ядерное топливо поступает из России и хранится за пределами Ирана. Представители американской разведки признали, что Россия продолжает поставлять Ирану обычное вооружение. Тем не менее, администрация считает пакт способом расширить сотрудничество с Россией.
Белый дом передал Конгрессу соглашение с Россией 13 мая, что означает, что он станет законом, если в течение последующих 90 рабочих дней законодатели не решат заблокировать законопроект или внести в него поправки.
Поначалу ожидалось, что ядерная сделка с Россией не привлечет к себе слишком пристального внимания конгрессменов. Однако, по словам сотрудников аппарата Конгресса, кризис вокруг ядерной программы Ирана изменил ход дебатов. Законодатели начали пытаться возвести правовые препятствия принятию законопроекта. Принятие Сенатом поправки к представленному на его рассмотрение Закону о борьбе с распространением ядерного оружия Ираном (Iran Counter-Proliferation Act) воспрепятствует американо-российскому сотрудничеству в ядерной сфере. А выводы ГКУ могли бы повлечь за собой новые призывы к модификации соглашения.
Кроме того, представители Конгресса говорят, что у Белого дома может просто не хватить времени на то, чтобы достичь 90-дневной отметки в рамках текущего календаря Конгресса.
_________________________________________
Пора научиться жить без бомбы! ("The Times", Великобритания)
Критическая масса разоружения ("Los Angeles Times", США)
Возвращение к контролю над вооружениями ("The Washington Post", США)