Борьба за контроль над ТНК-ВР - российским совместным предприятием ВР - переросла в открытую войну после того, как было ограничено количество разрешений на работу для персонала компании. В результате часть ее высокопоставленных иностранных сотрудников может быть отправлена домой
Любая война создает беженцев. Вчера из России потянулись первые жертвы жестокой аппаратной битвы между ВР и ее партнерами по совместному владению из российских миллиардеров ТНК-ВР.
Как сообщают близкие к ситуации источники, несколько иностранных сотрудников третьей по величине нефтяной компании России были вынуждены покинуть страну после того, как им отказались обновлять визы. Они могут оказаться только первыми ласточками.
Роберт Дадли (Robert Dudley), американский президент ТНК-ВР, разослал почти 100 своим подчиненным - экспатам, у которых в этом месяце истекают разрешения на работу, по электронной почте письма со следующим предупреждением: 'Вполне вероятно, что нам предстоит временное перемещение части иностранных сотрудников за пределы России'.
Такое развитие событий, названное г-ном Дадли 'досадным и пагубным', стало самым эффектным из результатов хитроумной кампании по его свержению и захвату контроля над ТНК-ВР, затеянной четырьмя российскими миллиардерами, владеющими половиной акций совместного предприятия. Г-н Дадли, директор по производству Тим Саммерс (Tim Summers) и финансовый директор Джеймс Оуэн (James Owen) также оказались на линии огня и могут быть вынуждены покинуть страну, если им не обновят визы.
На кону стоит контроль над нефтедобывающей компанией, входящей в десятку крупнейших в мире. С момента своего создания в результате равноправного альянса между ВР и консорциумом 'Альфа'-Access-'Ренова' (ААР), объединившим олигархов Виктора Вексельберга, Лена Блаватника, Михаила Фридмана и Германа Хана, ТНК-ВР управлялась неуклюжей структурой, не дававшей на одной из сторон полного контроля. Эта система окончательно рухнула, и, если в последний момент ситуация внезапно не разрешится, ВР рискует в ближайшие дни утратить рычаги руководства компанией. Стратегия ААР, по-видимому, заключается в том, чтобы создать ВР максимум неудобств и заставить ее капитулировать тем или иным образом. 'Смысл всего происходящего в пересмотре соглашения между акционерами и системы управления компанией', - сообщил нам источник, имеющий отношение к нефтяной индустрии. Однако эндшпиль еще впереди.
Так как ВР осознает, что потеря контроля над ТНК-ВР или доли в компании, приносящей 15 процентов от ее прибыли и 25 процентов добычи нефти, станет настоящей катастрофой, она будет бороться изо всех сил. Переговоры на высшем уровне между ВР и ААР продолжают идти, даже несмотря на арьергардные бои, которые ведет г-н Дадли, против г-д Хана и Вексельберга, действующих изнутри ТНК-ВР, исполнительными директорами которой они являются.
Отношениям между сторонами ухудшаться уже некуда. В прошлом месяце председатель правления ВР Питер Сазерленд (Peter Sutherland) заявил, что в споре с ААР на кону стоит 'контроль и, в конечном счете, право владения компанией', добавив, что 'это просто возвращение к корпоративному рейдерству, распространенному в России в 1990-е'. Г-н Фридман в ответ обвинил г-на Сазерленда в ведении 'геббельсовской пропаганды' в нацистском стиле. В конце концов, одна из сторон должна будет уступить. Тем временем, на заднем плане выжидают государственные нефтяные гиганты 'Газпром' и 'Роснефть', как считается, заинтересованные в выкупе доли либо у ВР, либо у ААР. В данный момент ТНК-ВР остается единственной крупной сырьевой компанией в России, не контролируемой Кремлем, и не принадлежащей ему, хотя бы частично. Многие полагают, что так продолжаться не может, даже несмотря на то, что главы и 'Газпрома' и 'Роснефти' заявили об отсутствии у них интереса к приобретении части ТНК-ВР.
Между тем, премьер-министр (так в тексте - прим. пер.) Дмитрий Медведев объявил спор разногласиями между инвесторами, которые должны быть разрешены согласно российскому законодательству. Он отверг предположения о том, что Кремль дергает за ниточки из-за сцены.
'Какого-то дополнительного укрепления роли государства, увеличения его присутствия в экономике не предвидится, - заявил он. - Напротив, мы будем предпринимать действия по снижению присутствия государства в экономике'. Многие рассматривают происходящее как проверку серьезности намерений г-на Медведева обуздать коррупцию и укрепить законность.
Если не принимать во внимание домыслы, то конфликт в одной из крупнейших нефтяных компаний мира сводится к прямому столкновению акционеров с диаметрально противоположными интересами. В контексте этого консорциум ААР прилагает все усилия для того чтобы выглядеть обычным прямым финансовым инвестором, недовольным доходностью ТНК-ВР и политикой распределения прибыли.
В феврале, представляя стратегию компании, г-н Дадли признал, что все низкорастущие плоды уже собраны, и в будущем таких скачков добычи и рентабельности, в основном за счет повышения эффективности разработки действующих месторождений, как в первые годы, более не предвидится. Теперь, заявил он, компании необходим агрессивный инвестиционный план, который сможет окупиться не раньше, чем через пять лет. В краткосрочной перспективе это означает отсутствие свободных денег и низкие дивиденды. По его словам, в 2008 году группа планирует инвестировать 4 миллиарда долларов, по сравнению с 900 миллионами, потраченными на инвестиции в 2004 году.
Эти разногласия и привели к тому, что ТНК-ВР теперь может лишиться до 250 ключевых иностранных сотрудников, некоторых из них, правда, только временно.148 работников ВР, прикомандированных к ТНК-ВР уже были отстранены распоряжением суда от работы в России за нарушение миграционного законодательства. Многие из попавших под огонь обладали специфическими техническими познаниями или были причастны к разработке стратегии компании. Один из бывших служащих ВР был арестован по подозрению в шпионаже. В прошлом месяце г-н Дадли был вызван российскими властями для дачи показаний в связи с предполагаемыми нарушениями трудового законодательства. Тем временем, ААР начал бойкотировать собрания акционеров и заседания совета директоров, призывая к отставке Дадли.
В ТНК-ВР работает более 90 иностранцев, вынужденных каждый год обновлять визы, причем примерно 40 из них - бывшие сотрудники ВР. В этом году г-н Дадли приказал своему юридическому отделу запросить около150 виз, так как некоторым сотрудникам, в зависимости от должности и гражданства, нужно больше одной визы. Однако ответственность за это была возложена на г-на Хана, одного из директоров-акционеров от ААР, недовольных тем, как г-н Дадли управлял кампанией. В результате вместо 150 виз г-н Хан запросил всего 63. Позднее Дадли узнал об этом и запросил у миграционных властей 150 виз через голову г-на Хана.
Получив два различных запроса, российские власти оказались перед выбором, какой из них удовлетворять. В споре победил ААР, интересы которого представлял г-н Вексельберг. ТНК-ВР сможет получить 71 визу, то есть меньше половины количества необходимого для сохранения в России прежнего числа иностранных сотрудников.
Кроме того, есть и проблема времени. Получение визы часто занимает до шести недель, а действующие визы сотрудников ТНК-ВР истекают с каждым днем. К концу месяца визы готовы не будут, хотя ВР делает все, чтобы решить эту проблему. В худшем случае, если президент и часть директоров будут вынуждены уехать из России, ТНК-ВР грозит остаться без руководства. Тогда компания, оборот которой в прошлом году составил 35 миллиардов долларов, окажется в руках у акционеров, находящихся в оппозиции к действующему менеджменту.
Пока неизвестно, к чему еще может прибегнуть ААР, чтобы заставить ВР сдаться. В своем вчерашнем письме подчиненным г-н Дадли признал: 'Я надеюсь, что вопрос с визами и разрешениями на работу будет удовлетворительно разрешен надлежащим образом, но пока не могу предполагать с уверенностью, как, на каком уровне и когда он разрешится'.
Дэнни Форстон - корреспондент отдела бизнеса
_________________________________________________
ТНК-ВР: Медведеву пора начать действовать ("The Financial Times", Великобритания)
Захватчики российских миллиардов ("The Guardian", Великобритания)
Российские рейдеры ("Business Week", США)