Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Идея-блокбастер: превратить 'большую восьмерку' в 'большую тройку'

Задумайтесь над этим как над примером глобальной шоковой терапии

Идея-блокбастер: превратить 'большую восьмерку' в 'большую тройку' picture
Идея-блокбастер: превратить 'большую восьмерку' в 'большую тройку' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джон Маккейн готов изгнать Россию из Группы восьми промышленно развитых государств, которые проводят на этой неделе встречу в Японии. Но пора начать мыслить более масштабно. Лидерам 'большой восьмерки' впору самим объявить капитуляцию и распустить эту широко разрекламированную 'тайную вечерю', обсуждающую мировые проблемы...

ЛОНДОН - Джон Маккейн (John McCain) готов изгнать Россию из Группы восьми промышленно развитых государств, которые проводят на этой неделе встречу в Японии. Но пора начать мыслить более масштабно. Лидерам 'большой восьмерки' впору самим объявить капитуляцию и распустить эту широко разрекламированную 'тайную вечерю', обсуждающую мировые проблемы.

Задумайтесь над этим как над примером глобальной шоковой терапии. Если воспользоваться проводимым 7-9 июля на Хоккайдо саммитом и отказаться от размытого, перегруженного и неуклюжего формата 'большой восьмерки', то это станет первым шагом к признанию и переосмыслению на самом высоком уровне таких важных международных реальностей.

То светлое будущее, которое в течение трех последних десятилетий обещали нам эти лидеры, совсем не похоже на наш сегодняшний мир с его потрясениями в области энергетических и продовольственных цен, глобальной финансовой безответственностью, грозными климатическими изменениями и террористическими группировками, стремящимися получить доступ к оружию массового уничтожения. Лидеры 'большой восьмерки', на которых в наши трудные времена их народы смотрят в основном с презрением, потерпели неудачу и должны за это ответить.

Иллюзия того, что все под контролем - а именно ее они пытаются создать проведением саммита, обречена на провал. Все новые и новые страны и народы начинают понимать, что на мировом уровне никто не контролирует ход событий и институты. А утверждения об обратном, не подкрепляемые осязаемыми результатами к лучшему, лишь усиливают цинизм и недовольство людей.

'Это кризис легитимности и мирового лидерства', - сказал мне несколько недель назад в Париже один высокопоставленный французский руководитель. Когда я возразил ему, что мир уже переживал такой же длительный период волнений и неопределенности в 70-е годы, но оправился и восстановился, он ответил мне так:

'Тогда это были проблемы богатых людей, которые беспокоились о своей нефти и финансовых дисбалансах. Из-за глобализации сегодня все взаимосвязано, и удары получают все одновременно. Связанные между собой резкие повышения цен на нефть и продовольствие усугубляют финансовую неразбериху на рынке ипотечного кредитования. Иран использует свои нефтяные доходы для создания ядерного оружия и ведения революционной войны в Ливане и Газе. Государства со всем этим просто не справляются'.

Несмотря на это, мое язвительное предложение взорвать 'большую восьмерку' и начать все сначала вряд ли будет воспринято благожелательно организатором саммита премьер-министром Японии Ясуо Фукудой (Yasuo Fukuda). Надеясь выиграть время и повернуть политическую фортуну в Японии к себе лицом, он намерен убедить Британию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Россию и Соединенные Штаты принять новое соглашение о климатических изменениях с санкцией Токио.

Как говорил мне в мае в Токио премьер-министр, он хочет, чтобы саммит предпринял шаги по сдерживанию 'резкого роста товарных цен, которые не отражают реальное состояние мировой экономики', потому что в них заложен слишком мощный элемент 'финансовых спекуляций'. Однако конкретного средства для лечения этой болезни он не предложил.

С точки зрения Фукуды, самым важным моментом саммита может стать его заключительное заседание 'по наведению мостов', когда 'восьмерка' встретится с представителями Китая и других приглашенных развивающихся стран для обсуждения проблем экономического развития и глобального потепления. Фукуда постарается сделать эту встречу центром всеобщего внимания, назвав ее шагом по 'интернационализации Китая' и подчеркнув при этом направляющую роль Японии в данном процессе. Если Китай и Индия возьмут на себя обязательства по ограничению углеродных выбросов, этот шаг будет способствовать активизации экспорта японских энергосберегающих технологий.

Своекорыстных интересов стран-организаторов саммитов и их стремления перещеголять друг друга вполне достаточно, чтобы эта группа и дальше продолжала все как есть. Да и от Италии, которая будет организатором следующей встречи 'большой восьмерки', существенного поступательного движения ожидать не приходится. В прошлом месяце министр иностранных дел этой страны Франко Фраттини (Franco Frattini) гордо заявил мне в Венеции, что Италия уже включила Египет в главный список для 'наведения мостов' на саммите в следующем году.

'Большая восьмерка' давно уже доказала, что больше - это не всегда лучше. Неформальная и задушевная встреча шести лидеров, которые собрались вместе в 1975 году по инициативе французского президента Валери Жискара д'Эстена (Valery Giscard d'Estaing), превратилась в гигантскую пиар-акцию без особого реального смысла. А из-за принятия России в 1998 году, несмотря на отсутствие у нее признаков демократической и промышленно развитой державы, произошло дальнейшее размывание этого мероприятия.

Вполне предсказуемые прогнозы о том, что данная организация будет расширяться и дальше, превращаясь в Группу 13 или Группу 20, это шаг в абсолютно неверном направлении. Дальнейшее расширение разрушит все возможности для неформальных и эффективных консультаций мировых лидеров. Они будут говорить не друг с другом, а с прессой. Такие предложения можно выдвигать только в качестве прикрытия для более разумных действий. Соединенные Штаты, Европейский Союз и Япония должны тихо и спокойно создать 'большую тройку', которая будет действовать в тени этого крупного дискуссионного клуба. Такая 'большая тройка' вернет нас к первоначальному замыслу Жискара д'Эстена.

Благодаря этому Маккейн соскользнет с крючка своей неработоспособной идеи об исключении одной только России. А мы вернемся к первоначальной мудрости, гласящей, что меньшее дает большее. К сожалению, эта идея вышла из моды в период эйфории глобализации, когда мы начали думать, что совместными усилиями можем всего добиться.

______________________________________________

Саммит 'восьмерки': Западу пора определяться ("The Wall Street Journal", США)

В отношениях с новым российским руководством нужно избегать принципа исходить из желаемого ("Sankei", Япония)

США не в том состоянии, чтобы давать советы, говорит Медведев ("The New York Times", США)

Д.Медведев: С глобальными вызовами нужно бороться сообща ("NHK", Япония)