В понедельник в Москве пройдет внеочередное собрание совета директоров совместного нефтяного предприятия 'ТНК-BP'. На повестке дня - вопрос об увольнении нынешнего главы компании Роберта Дадли (Robert Dudley). Кроме того, Виктор Вексельберг - владелец 12,5 % акций 'ТНК-BP' и председатель Комитета по компенсациям ее совета директоров - обратился к BP с официальным предложением выдвинуть на этот пост независимого кандидата. Таковы последние на сегодняшний день события в истории наших многолетних попыток придать деятельности 'ТНК-BP' большую эффективность.
Другого выбора у нас просто не осталось. К сожалению, BP отказывается конструктивно и всерьез рассматривать любые предложения, с которыми мы выступили в последние годы. Вместо диалога с нами, руководство компании предпочитает в неверном свете преподносить наши цели и суть возникшего между нами спора.
Впрочем, в одном у нас с BP нет никаких разногласий - спор касается контроля над 'ТНК-BP'. Таким образом, речь идет о коммерческом конфликте традиционного порядка - связанном с разными взглядами на стратегическое развитие нашего бизнеса. Должна ли 'ТНК-BP' оставаться узкоспециализированной компанией, управляемой так, как будто она является филиалом BP, и ограниченной в своей деятельности территорией России и Украины? Или она должна получить возможность беспрепятственно участвовать в конкурентной борьбе за реализацию необычайно привлекательных возможностей, открывающихся в других странах, превратиться в независимую, динамичную международную нефтяную компанию?
То, что 'ТНК-BP' работает неэффективно - еще очень мягко сказано. С 1 сентября 2003 г., когда эта совместная компания была создана, до 1 июня текущего года ее рыночная капитализация возросла всего на 138%. Для сравнения: аналогичный показатель 'ЛУКойла' составил 467 %, а общий рост котировок на российской бирже - 355 %. В последние два года, когда другие нефтяные компании демонстрировали рекордный рост дивидендов, глава 'ТНК-BP' просил акционеров согласиться с урезанием дивидендов на 75%, и смириться с совокупной отдачей от своих активов на уровне 4%.
Почему наша компания охвачена стагнацией? Потому что BP не желает ее превращения в конкурента на международных рынках, рассматривая 'ТНК-BP' лишь как средство увеличения своих нефтяных запасов в целях повышения стоимости собственных акций, которые с 2003 г. не растут. Она фактически 'заперла' 'ТНК-BP' на территории России и Украины, хотя в соглашении между акционерами нет никаких ограничений, препятствующих экспансии компании на международных рынках.
Начиная с 2003 г. представители BP в совете директоров и руководстве компании отвергли или положили под сукно 20 международных проектов, предлагавшихся ее менеджментом, в том числе связанных с разработкой месторождений на территории Казахстана, Туркменистана и Ирака, а также приобретением нефтеперерабатывающих мощностей в Польше, Германии и Прибалтике. А ведь формат 'ТНК-BP' чрезвычайно подходит для реализации именно таких проектов - если учесть структуру ее владения и политические связи акционеров.
ААР - консорциум российских инвесторов 'ТНК-BP' - твердо придерживается идеи о долгосрочном стратегическом развитии компании. Нас крайне разочаровывает 'узкий' взгляд BP на ее потенциал. Возможно, подобный ограниченный подход соответствует интересам самой BP, но интересам компании и всех ее акционеров, в том числе миноритарных, представляющих наши филиалы, он явно не отвечает. Мы несколько лет вели корректную дискуссию по этому вопросу, но серьезных результатов не добились. Поэтому перемены необходимы.
Главой компании должен быть назначен независимый менеджер, действующий в интересах 'ТНК-BP' в целом, а не одного из ее акционеров. В совете директоров также должны появиться независимые члены. Новый руководитель компании - право выдвижения его кандидатуры принадлежит BP - должен получить полномочия на формирование управленческой команды без каких-либо особых обязательств по отношению к одному из акционеров. Фирме необходимо преодолеть опасную чрезмерную опору на 'совместителей' из BP: следует шире привлекать технических специалистов и из других международных нефтяных компаний. На наш взгляд, эти требования вполне разумны и соответствуют международным нормам корпоративного управления.
BP предпочитает изображать членов ААР корпоративными рейдерами, и создавать ошибочное впечатление, будто наш спор связан с состоянием законности в России. При этом она, похоже, забывает, что в отношении некоторых иностранных сотрудников 'ТНК-BP' проводится расследование в связи с возможными нарушениями российского трудового, миграционного и налогового законодательства, что подвергает компанию и ее акционеров риску судебного разбирательства.
Наглядным примером в этом отношении является недавний конфликт из-за визовых заявлений иностранных сотрудников 'ТНК-BP'. Британская корпорация - не 'пала жертвой борьбы за власть внутри администрации', как утверждается в передовой статье Financial Times от 2 июля. На самом деле все куда прозаичнее. Решение г-на Дадли, лишившего соответствующих полномочий юристов компании, отвечавших за взаимодействие с Федеральной миграционной службой, создало серьезные проблемы в процессе оформления виз для сотрудников. Тем не менее, международные СМИ ринулись защищать BP.
Мы считаем, что наше совместное предприятие ждет большое будущее, и не намерены продавать свои активы в компании с отличными перспективами. Напротив, мы готовы продлить мораторий на продажу принадлежащих нам акций 'ТНК-BP'. Мы с оптимизмом смотрим на перспективы развития нефтяной отрасли и российской экономики. Мы хотим повысить доходы и прибыльность компании, и восстановить уровень выплачиваемых акционерам дивидендов. Мы хотим превратить 'ТНК-BP' в первоклассную международную нефтяную корпорацию.
Но это возможно лишь в том случае, если BP начнет относиться нам как к своим партнерам, а не вассалам.
Михаил Фридман - председатель Совета директоров 'ТНК-BP' и основатель "Альфа-Групп", которой принадлежит 25% акций этой компании. 'Альфа', Access Industries и 'Ренова' составляют консорциум ААР, контролирующий 50% акций 'ТНК-BP'
________________________________
Риски России ("The Financial Times", Великобритания)
Русская рулетка ("The Financial Times", Великобритания)
Не приближайся к Кремлю - обожжешься ("Business Spectator", Австралия)
Разногласия в ТНК-BP могут привести к сокращению дивидендов ("The Times", Великобритания)
BP в России ("The Financial Times", Великобритания)