В черном тоннеле истекшего политического года забрезжили четыре луча надежды. В этом невеселом политическом году призрак голода опять распластал крылья над миром; ирландское 'нет' вновь погрузило Евросоюз в кризис; избранный с триумфом президент только усугубил мрачное состояние духа французов и за несколько месяцев стал рекордно непопулярным; подходящее к концу президентство Буша парализовало крупнейшую мировую державу; израильско-палестинские переговоры топчутся на месте; цены на нефть растут, вновь появилась инфляция, экономический рост остановился.
Итоги последних десяти месяцев радужными уж точно не назовешь, но, можно посмотреть на них под другим углом зрения. Пусть Америка выдохлась, увязла в болоте, утратила четкие ориентиры, и все же она взяла себя в руки и выдвинула абсолютно невероятного кандидата в Белый дом - сорокалетнего цветного мужчину, которому опросы общественного мнения прочат победу 4 ноября, и который самим своим появлением изменил образ Соединенных Штатов.
Америка вдруг вновь стала страной неограниченных возможностей, где преимущественно белая нация может избрать чернокожего президента.
Барак Обама стал олицетворением другой Америки, той, что завораживает, той, что мы отчаянно желаем вновь нащупать твердую почву под ногами, поскольку она настоятельно нужна для поддержания международной стабильности. Даже арабо-мусульманский мир, который после войны в Ираке не скрывает своей ненависти к США, уже не чешет всех американцев под одну гребенку. Если результаты президентских выборов будут такими же, как на праймериз, это полностью изменит расклад на международной арене, потому что Бараку Обама благоволят на пяти континентах. Но это еще не все.
Неделю за неделей новый президент России Дмитрий Медведев демонстрирует свое отличие от Владимира Путина, позиционируя себя как модернизатора-западника, стремящегося укреплять в России правовое государство, чтобы 'пришвартовать' свою страну к Европе и Америке. До реализации этих амбициозных планов еще очень и очень далеко, и, тем не менее, то, что сейчас происходит в Москве очень походит на новый этап постсоветского развития, отмеченный ростом среднего класса и появлением поколения, не знавшего коммунизма - новой России, точным отражением которой является этот молодой улыбчивый президент.
Прошли те времена, когда все важные международные вопросы решались Вашингтоном и Москвой. Одновременное появление этих сорокалетних политиков само по себе чуда не сотворит, но может перевернуть страницу прошлого столетия, заложив основы истинного сотрудничества между Америкой, Европейским Союзом и Россией, которых Медведев назвал - и это существенное новшество - 'тремя ветвями европейской цивилизации'. Миру от этого хуже не станет. Наоборот, он обретет полюс стабильности, причем именно в тот самый момент, когда многое начало меняться и на Ближнем Востоке.
Основной союзник Ирана Сирия возобновила мирные переговоры с Израилем. Она вряд ли завершит их до вступления в должность нового американского президента, поскольку главной ее целью все же является восстановление связей с США. Однако результат этих переговоров нанесет мощный удар по самым экстремистским силам региона. Ливанская Хезболла, еще один важный союзник Ирана, будет вынуждена отказаться от своего статуса полувоенной организации и станет просто политической партией. Палестинские исламисты ХАМАС утратят поддержку Дамаска, и они так хорошо видят грозящую им изоляцию, что уже пытаются навести мосты в отношениях с Палестинской автономией. Заблокированные, но не прекращенные израильско-палестинские переговоры от этого только выиграют. В этом случае Махмуд Аббас сможет вести переговоры от имени всего народа, а иранский режим, наконец-то лишенный своих региональных посредников, будет вынужден пересмотреть свою стратегию самоутверждения через конфронтацию с крупными державами.
Не стоит недооценивать значение новой позиции Сирии, которая во многом определила приглашение к диалогу, которое прозвучало на прошлой неделе в письме Али Акбара Велаяти, советника по дипломатическим вопросам верховного лидера Исламской Республики Иран, опубликованном на страницах Libеration, Repubblica и Temps. Это письмо, где содержалось заявление о готовности к компромиссу по иранскому ядерному досье, стал четвертым хрупким, но важным лучом надежды, который зажегся в последние месяцы. Посмотрим, будут ли они еще светить в сентябре, а пока моя рубрика закрывается на каникулы до осени. Хорошего лета всем читателям.
______________________________
Медведев. Что в имени его для нас? ("Liberation", Франция)
Барак Простодушный ("Los Angeles Times", США)
На Западе царит разброд, а Иран делает что хочет ("The International Herald Tribune", США)