Поговорим о совпадениях, возможно, случайных. Во вторник госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) подписала в Праге соглашение, которое станет первым шагом на пути к защите Европы от баллистических ракет. На следующий день, как по команде, Тегеран испытал девять ракет, в том числе несколько способных достигнуть Южной Европы, а также Израиля и войск США, дислоцированных на Ближнем Востоке. Напомните, пожалуйста, кто здесь не считал Иран угрозой?
В роли главного скептика выступает Москва, которая продолжает твердить, что создаваемая под руководством США европейская ПРО нацелена на отражение российских, а не иранских ракет. Такова была линия Владимира Путина, и новый президент России Дмитрий Медведев вчера продолжил ее, заявив, что противоракетная система 'крайне огорчает' Россию и угрожает ее национальной безопасности. Российский МИД, в свою очередь, опубликовал заявление, в котором предупреждает, что в случае развертывания ПРО, 'мы будем вынуждены реагировать не дипломатическими, а военно-техническими методами'. Приятно видеть, что русские не потеряли своей обычной деликатности.
При этом мало кто в регионе - и меньше всего сами русские - искренне полагает, что иранская ракетная программа не представляет опасности. В частном порядке русские признают угрозу со стороны Ирана - например, не трудно представить себе сценарий, в котором Тегеран делится ракетами (возможно, с ядерными боеголовками) со своими чеченскими братьями по вере.
В любом случае, 'противоракетный щит', который Вашингтон предлагает Европе, создан для защиты от нескольких ракет, которые может запустить Иран, а не от тысяч, лежащих в российских арсеналах. Он будет включать в себя радар в Чехии и 10 перехватчиков в Польше (или, возможно, в Литве, если поляки так и не смогут взять себя в руки). Заявления России о том, что эта крайне ограниченная система может угрожать ее средствам ядерного сдерживания, выглядят полным абсурдом.
Вчерашние испытания не сообщили нам ничего нового об иранских ракетных технологиях, однако как напоминание о том, насколько реальна иранская угроза - и насколько быстро она растет - они были весьма полезны. Одна из испытывавшихся ракет была последней версией 'Шахаба-3' с дальностью полета в 1250 миль.
Если облегчить боеголовку - предположим, сменив ее на ядерную - можно будет увеличить дальность еще на 1000 миль. Если добавить стартовый ускоритель, дистанция увеличится еще сильней. Именно это и сделала Северная Корея со своей ракетой 'Тэпходон', технологию которой она передала Ирану. По оценкам разведки США баллистическая ракета, способная достичь Нью-Йорка или Вашингтона появится у Тегерана примерно к 2015 году.
Иран уже сейчас, возможно, способен нанести удар по восточному побережью США тактической ракетой с грузового корабля. Несколько лет назад было замечено, что иранцы тренируются в запуске 'Скадов' с баржи в Каспийском море.
Это может стать серьезной проблемой, особенно если Иран разрабатывает технологию ЭМИ - электромагнитного импульса. Ядерный взрыв в сотне миль над территорией США в этом случае сможет создать электромагнитный импульс, который фактически уничтожит американскую экономику, разрушив электронную аппаратуру внизу. Сегодня перед комитетом по вооруженным силам палаты представителей должен выступить глава комиссии Конгресса по оценке угрозы ЭМИ Уильям Грэм (William Graham). Мы надеемся, что кто-нибудь спросит его про Иран.
Пресловутый 'третий район' в Европе должен стать частью той рудиментарной системы противоракетной обороны, которую США уже создали у себя. Перед нами одно из невоспетых достижений президентства Буша, благодаря которому США и их союзники могут спать спокойнее. Однако демократы не готовы признать очевидного. Это, судя по всему, относится и к Бараку Обаме (Barack Obama), вчера в ответ на иранские ракетные испытания призвавшему к прямым переговорам с Ираном, ужесточению экономических санкций и созданию стимулов для хорошего поведения, то есть к мерам, над которыми Тегеран уже не раз смеялся.
Баллистические ракеты сейчас есть у 30 стран, в том числе у Сирии и Северной Кореи, их дальнейшего распространения не избежать. Развертывание европейского района ПРО поможет воплотиться планам администрации Буша по созданию глобальной противоракетной системы. Недавние ракетные испытания Ирана свидетельствуют о том, что Европе как никогда нужен 'противоракетный щит'.
__________________________________________________
Вацлав Гавел: Россия может сделать Чехию одной из своих возможных военных целей ("Radio Praha", Чехия)
Британия обязана предотвратить нападение на Иран ("The Financial Times", Великобритания)
Шпионские игры в Иране ("The Washington Post", США)