Декларация 'большой восьмерки' об обязательстве наполовину сократить выбросы тепличных газов к 2050 году кажется сущей мелочью на фоне, например, сделанного канцлером Германии Ангелой Меркель (Angela Merkel) еще на прошлом саммите аналогичного заявления, или, например, на фоне прозвучавшего тогда же призыва межправительственной комиссии по изменению климата сократить выбросы на 80 процентов (за тот же период). И все же декларация эта является событием в высшей степени значительным (и в то же самое время жалким), ибо к ней присоединился президент Буш. Быть президентом ему осталось чуть более, чем полгода. Семь лет Буш мялся, отказывался и тянул время, а теперь наконец сделал то, о чем его умолял весь мир.
В принятом лидерами 'большой восьмерки' документе много говорится о будущем. Краеугольным камнем большинства инициатив по содействию адаптации экономики развитых и развивающихся стран является технология. Вдобавок к призыву сократить выбросы прозвучал еще и призыв к выработке обязательных 'среднесрочных задач и национальных планов по их выполнению', а также призыв к осознанию 'важности формулирования амбициозных среднесрочных задач в сфере повышения эффективности энергетики'. Однако конкретных цифр в декларации содержится недостаточно. Например: планируется снизить выбросы вдвое, но по сравнению с чем? С уровнем 1990 или 2005 года? Это ведь немаловажно.
За упорство Буша придется заплатить высокую цену. Ведь теперь угроза глобального потепления стала намного серьезней, чем была в 2001 году, когда начался его первый президентский срок, и придется принимать куда более дорогостоящие меры, нежели пришлось бы тогда. К тому же Соединенные Штаты за это время успели заслужить неприязнь других стран, так как упорно игнорировали ту лавину данных, что свидетельствовала в пользу серьезности угрозы. Миру нужен был лидер, а стать им мог только Вашингтон - в особенности учитывая то, что до самого недавнего времени США занимали первое место в мире по выбросам углекислого газа. Но США становиться лидером не желали.
Конечно, за последний год Буш предпринял ряд позитивных шагов на ниве противостояния глобальному потеплению. Ряд проведенных встреч между главами крупнейших стран-загрязнителей атмосферы можно рассматривать как отход в сторону от необходимых переговоров по предполагаемому договору под эгидой ООН, который пришел бы на смену Киотскому протоколу. Зато благодаря этим встречам удалось привлечь к процессу Индию и Китай (крупнейшим загрязнителем, кстати, теперь считается последний). Участники встреч на встрече 'большой восьмерки' выпустили свои собственные декларации, в которых обязались поддержать усилия ООН по разработке нового соглашения по проблемам климата. Без их участия борьба за климат будет проиграна.
Во всяком случае, предпринятый Бушем шаг стал своеобразной гарантией того, что его преемник, кем бы он ни оказался, тоже поучаствует в достижении общей цели. К счастью, кандидаты Джон Маккейн (John McCain) и Барак Обама (Barack Obama) уже обещали сделать даже больше. Кому-то из них придется разработать и претворить в жизнь новую стратегию. А Буш уже вошел в историю как человек, не сумевший этого сделать.
________________________________________________
Пинать "большую восьмерку" легко... ("The Times", Великобритания)
Бессмысленное политшоу ("Бизнес&Балтия", Латвия)
Д.Медведев: С глобальными вызовами нужно бороться сообща ("NHK", Япония)