Те, кого беспокоит соответствие должным корпоративным требованием некоторых компаний, чьи акции с недавних пор торгуются на Лондонской фондовой бирже, наверняка будут ссылаться в качестве аргумента на неприглядные игры, идущие в последнее время в руководстве 'Норильского никеля'. За контроль над этой горно-металлургической фирмой сегодня сражаются не на жизнь, а насмерть два самых богатых российских олигарха. В процессе - что лишь подтверждает не слишком высокую репутацию России с точки зрения корпоративного управления - миноритарные инвесторы оказались между молотом и наковальней.
На примере 'Норникеля' сегодня можно писать методическое пособие о том, как нельзя управлять деловой корпорацией. На прошлой неделе на собрании акционеров был избран совет директоров компании в составе девяти человек. Другая российская компания, - 'Русал' - которая недавно приобрела 25% акций 'Норниикеля' получила три места в правлении. Столько же досталось 'Интерросу', контролируемому одним из основателей 'Норникеля' в его нынешнем виде - Владимиром Потаниным, владеющим чуть меньшим пакетом акций компании.
Оставшиеся три места в Совете заняли независимые директора - по крайней мере так думали миноритарные акционеры, когда отдавали им свои голоса. Выясняется, однако, что один, а то и двое, из этих членов правления далеко не так независимы, как казалось. Так или иначе, на первом заседании Совета директоров, состоявшемся в понедельник, у г-на Потанина оказалось более чем достаточно 'тяжелой артиллерии'. Для начала он назначил самого себя новым председателем Совета. Затем весьма уважаемому генеральному директору Денису Морозову указали на дверь, чтобы поставить на его место одного из людей Потанина.
'Русал', естественно, возмущен таким развитием событий. Руководство этой компании хочет осуществить слияние с 'Норникелем', чтобы создать 'национального чемпиона' в горно-металлургической отрасли. Однако пока компанию контролирует г-н Потанин - а он, судя по всему, настроен против этой идеи - осуществить свой замысел 'Русал' не сможет. Если 'Русал' сумеет мобилизовать достаточно голосов в свою поддержку, он попытается расширить состав совета директоров до 13 человек, надеясь лишить Потанина большинства. Адвокаты также уже вовсю 'точат перья'.
Миноритарным акционерам необходимо вмешаться в ситуацию, и по крайней мере попытаться ввести в состав правления больше по-настоящему независимых директоров - не в последнюю очередь потому, что этот удар по принципам корпоративного управления уже отразился на котировках акций 'Норникеля'. В долгосрочной же перспективе возникает риск, что Лондонская биржа в принципе станет подозрительнее относиться к IPO иностранных компаний.