Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спорные земли Кавказа

Еще одна Чечня Медведеву не нужна

Спорные земли Кавказа picture
Спорные земли Кавказа picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Абхазии Сергей Багапш управляет своим самопровозглашенным государством из резиденции, расположенной на берегу Черного моря среди пальм, сосен и гигантских магнолий. Окрестный идиллический пейзаж портят только развалины домов, разрушенных 15 лет назад в ходе гражданской войны за отделение от Грузии. Этот конфликт унес 8000 жизней, 240 000 этнических грузин были изгнаны из своих жилищ. Над столицей Абхазии Сухуми нависает ... полуразрушенная громада бывшего здания местного парламента

Президент Абхазии Сергей Багапш управляет своим самопровозглашенным государством из резиденции, расположенной на берегу Черного моря среди пальм, сосен и гигантских магнолий.

Окрестный идиллический пейзаж портят только развалины домов, разрушенных 15 лет назад в ходе гражданской войны за отделение от Грузии. Этот конфликт унес 8000 жизней, 240 000 этнических грузин были изгнаны из своих жилищ. Над столицей Абхазии Сухуми нависает полуразрушенная громада бывшего здания местного парламента - памятник ужасам прошлого и предупреждение о том, что может произойти в случае его повторения.

У пятидесятидевятилетнего г-на Багапша, бывшего баскетболиста, коммунистического чиновника и предпринимателя, одна политическая цель - добиться международного признания Абхазии. 'Я думаю, все в этом мире хотят быть независимыми, и Абхазия не исключение. Мы хотим построить собственное маленькое, демократическое и законопослушное государство', - говорит он.

Это непростая задача. Претензии Абхазии на независимость отвергает Грузия и не признает ни одна из стран мира, включая даже соседнюю Россию, в целом поддерживающую Сухуми. Грузия, при поддержке Запада, продолжает утверждать, что Абхазия должна остаться грузинской в соответствии с международным правом.

Борьба Востока и Запада за влияние на Кавказе дополнительно осложняет этот спор. США, а также большинство стран-членов Европейского Союза поддерживают попытки Грузии избавиться от российского влияния и осуществить интеграцию с Западом, вплоть до вступления в НАТО. Кроме того, Запад беспокоит безопасность трубопроводов, по которым каспийские нефть и газ идут через Кавказ в Турцию. В свою очередь, возрождающаяся Россия рассматривает весь регион, в том числе трубопроводы, как пробный камень для проверки своей способности вновь утвердиться на пространстве бывшего Советского Союза. Госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) не зря на прошлой неделе посетила Тбилиси, предупредив и Грузию, и Россию о нежелательности 'провокативного поведения'.

Абхазия - территория одного из трех 'замороженных конфликтов', оставшихся неразрешенными после распада Советского Союза. Как и два других сепаратистских региона - Южная Осетия (тоже в Грузии) и Приднестровье (в Молдавии) - вынуждена выживать в условиях изоляции. Время от времени возобновляемые переговоры при поддержке ООН ни к чему не приводят.

Однако в этом году 'замороженный конфликт' разгорелся вновь. В конце апреля и начале мая абхазские и грузинские войска чуть было не начали войну, причем с обеих сторон линии прекращения огня, охраняемой российскими миротворцами под присмотром наблюдателей ООН, звучали обвинения в 'провокациях'. После того, как российский истребитель сбил грузинский беспилотный разведывательный самолет и был заснят во время этого, Тбилиси обвинил Москву во вмешательстве в конфликт на стороне Абхазии.

На этот раз Сухуми и Тбилиси сумели отойти от грани. Однако за последний месяц в Абхазии произошло четыре взрыва. Один из них, в городе Гали близ реки Ингури, по которой проходит линия прекращения огня, унес жизни четырех человек. Абхазия обвинила в происходящем Грузию, которая в ответ заявила, что Абхазия сама инсценировала взрывы, чтобы очернить имя Грузии. Смута распространилась и на маленькую Южную Осетию, где в ходе столкновений между сепаратистами и частями грузинской армии погибло два человека. После этого Россия отправила в небо над Южной Осетией свои истребители. В заявлении, сделанном позднее, она утверждала, что таким образом было предотвращено возможное вторжение Грузии в Южную Осетию. Возмущенный Тбилиси назвал это заявление 'беспрецедентным признанием акта агрессии'.

Эскалации конфликта способствовала международная обстановка. Сначала США и ведущие страны Евросоюза признали независимость сепаратисткой балканской республики Косово, несмотря на противодействие России, предупреждавшей о последствиях такого решения для других сепаратистских регионов. Затем Украина и Грузия запросили 'планы действий' по вступлению в НАТО. Опасаясь реакции России, альянс на своем саммите в Бухаресте отверг их заявки, но при этом согласился еще раз рассмотреть их в декабре, что привело Москву в бешенство. Наконец, быстрый рост нефтяных цен заставил западные страны, Китай и Россию удвоить усилия по получению доступа к центральноазиатским запасам нефти и газа.

Москве Абхазия нужна прежде всего для того, чтобы оказывать давление на Грузию. После прихода в 2000 году к власти Владимира Путина экономическое сотрудничество стало активно развиваться, был официально отменен давно действовавший режим санкций, российские государственные структуры получили право открыто контактировать с Абхазией. Кроме того, Россия увеличила и свое военное присутствие: к 2000 миротворцев добавились 500 десантников, а позднее еще 400 солдат железнодорожных войск - якобы для починки прибрежной железной дороги.

Москва уверяет, что это было сделано в ответ на военные приготовления Грузии, в том числе на разведывательные полеты беспилотников. Тбилиси отрицает наличие у него планов начать войну и обвиняет Россию в игре с огнем. По итогам расследования инцидента со сбитым беспилотником миссия ООН признала, что обе стороны нарушили соглашение о прекращении огня и призвала их соблюдать 'сдержанность'. Сейчас представителей ООН беспокоит возможность случайного начала боев с непредсказуемыми последствиями. По словам специализирующегося на кавказской проблематике журналиста Томас де Вааля (Tom de Waal), 'Инцидент может спровоцировать реакцию со стороны Грузии, которая может спровоцировать реакцию со стороны России, что может спровоцировать реакцию со стороны США. В результате мы получим крупный международный кризис'.

Для россиян Абхазия остается популярным курортом (когда-то там любил отдыхать Иосиф Сталин). Ее выход к морю теоретически позволяет разместить там базу российского Черноморского флота, если он когда-нибудь вынужден будет покинуть арендуемый им у Украины севастопольский порт. Однако Россия не торопится признавать независимость Абхазии, чтобы не создавать опасного прецедента для этнических меньшинств проблемного северокавказского региона. Еще одна Чечня президенту Дмитрию Медведеву определенно не нужна.

Для Москвы важнее Грузия и ее прозападный президент Михаил Саакашвили. Абхазия и Южная Осетия - только рычаги для оказания давления на Тбилиси, чтобы заставить его приостановить свою прозападную политику и отказаться от планов по вступлению в НАТО. По мнению заместителя директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, 'У России нет серьезных интересов в самой Абхазии. Это просто способ сказать Грузии: 'Если вы вступите в НАТО, вам придется дорого за это заплатить. Вы никогда не получите обратно Абхазию''.

Для Запада администрация г-на Саакашвили, несмотря на определенную авторитарность его политической тактики, представляет собой редкий в данном регионе пример демократии. Помимо этого по территории его страны проходит единственный трубопровод, доставляющий на мировой рынок каспийские газ и нефть в обход России. Хотя его маршрут пролегает в стороне от Абхазии, война может угрожать стабильности Грузии. На прошлой неделе г-н Саакашвили заявил Financial Time, что Москва бросает вызов Западу своими действиями. 'Грузия - это только пробный камень. Сегодня Грузия, завтра Украина, а потом и прочие страны региона, который Россия считает своей сферой влияния. Они будут тщательно следить за реакцией на Западе, и в зависимости от нее будут действовать'.

Между тем, 15 лет существования отдельно от Грузии породили в абхазцах чувство независимости. 200 - 300 тысяч населения (в советское время оно составляло 525 000 человек) живет благодаря туризму, земледелию и деньгам, пересылаемым родным гастарбайтерами, в основном работающими в России. Этнические абхазы составляют примерно треть населения, остальные две трети - это этнические русские, армяне и около 50000 грузин, проживающих на юге. Пропасть между Сухуми и Тбилиси сильно увеличилась под влиянием обоюдной пропаганды, активизировавшейся после 2004 года, когда к власти пришел г-н Саакашвили.

Грузия настаивает на том, что урегулирование конфликта подразумевает возвращение Абхазии в ее состав в качестве автономии. "Мы должны поддерживать нашу территориальную целостность', - заявляет заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия. Однако с точки зрения Абхазии, для этого уже поздно - слишком уж часто Грузия прибегала к односторонним действиям. Например, в 2006 году она отправила вооруженных полицейских в Кодорское ущелье - единственное место в Абхазии, все еще находящееся под контролем Тбилиси. 'Я не могу представить себе ситуацию, при которой Абхазия снова присоединиться к Грузии. Это будет означать конец для нас и для наших детей', - говорит директор неправительственной организации 'Сухумский Медиа-клуб' Диана Керселян.

На юге этнические грузины точно также считают отделение от Тбилиси неприемлемым. По словам главы общественной организации 'Авангард' Майи Кварацхелия, грузины чувствуют себя отрезанными от родины. 'Молодежь не знает, какую сторону ей выбрать'.

Поддержка со стороны Москвы продолжает расти, свободно циркулирует рубль. Связи с Россией укрепились до такой степени, что, по мнению Тбилиси, Абхазия рискует быть поглощенной. Абхазская элита убеждена, что Абхазия сохранит свою независимость, однако радиожурналист Розита Герман не уверена, что, либеральный, мультиэтнический, как ей кажется, характер Абхазии, не помешает ей противостоять поглощению. 'Россия для нас не только поддержка, но и угроза', - считает она.

Грузия обвиняет г-на Багапша в том, что он - марионетка Москвы, но абхазский президент отвергает эти обвинения. Он пришел к власти в 2005-м после спорных выборов, которых Россия поддерживала его главного противника - Рауля Хаджимбу. В конце концов, Кремль согласился на компромисс, и г-н Хаджимба занял пост заместителя г-на Багапша. В этом году г-н Багапш приветствовал визиты представителей Запада, в том числе шефа внешней политики ЕС Хавьера Соланы (Javier Solana), посетившего регион, чтобы помочь предотвратить кровопролитие и противодействовать российскому влиянию.

Экономическое положение Абхазии улучшилось после того, как в 2003 году Россия открыла границу, ослабила ограничения на поездки и увеличила помощь. По словам вице-премьера Леонида Лакербая, российские фонды предоставили 100 миллионов рублей на починку дороги, ведущей из Сухуми в российский город Сочи - наиболее важной из дорог, соединяющих Абхазию с внешним миром. Кроме того, Москва платит пенсии обладателям советского трудового стажа и напрямую перечисляет постоянно увеличивающиеся суммы в бюджет Абхазии, который составляет 1,3 миллиарда рублей.

В Абхазию возвращается российские туристы. Их число, прежде ничтожное, дошло уже до 600 000 и постепенно приближается к советской рекордной цифре в 1 миллион. Сдаются в аренду принадлежащие государству курорты, открываются гостиницы. Восстанавливается торговля - ее объем, по словам г-на Лакербая дошел в прошлом году до 4,7 миллиардов рублей. Экономика стремительно выросла (правда, при низком исходном уровне), средняя зарплата повысилась с 20032 года в пять раз и достигла 2700 рублей в месяц. В Абхазии мало промышленности, поэтому практически все потребительские продукты ей приходится закупать, расплачиваясь за них из доходов от туризма или денег, переведенных родным мигрантами.

Экономический рост стимулирует инвестиции в недвижимость. Сорокавосьмилетний Беслан Бутба, самый богатый человек в Абхазии, специализируется на строительном бизнесе. Сейчас он строит бизнес-центр, офисное здание, стоимостью в 30 миллионов долларов, роскошный отель и студию для собственного телевизионного канала - первого частного канала в Абхазии. Как и прочие бизнесмены, он рассчитывает на Зимнюю Олимпиаду 2014 года, которая должна пройти в Сочи и привести к наплыву в регион людей и денег. 'Я хочу показать людям, что здесь можно разбогатеть', - говорит он.

Многое еще предстоит сделать. Инвестиции направляются в основном на север, в курортные зоны, в то время как модернизация Сухуми только начинается, а на юге все еще царит разруха. Грузинские чиновники называют Абхазию логовом организованной преступности и контрабанды. Однако, по словам представителей Сухуми, в самой Грузии с этим дела обстоят ничуть не лучше, а контрабанда в основном концентрируется в районе линии прекращения огня, проходящей по реке Ингури, то есть в областях, за поддержание порядка в которых отвечают обе стороны.

В то же время, неясный статус Абхазии препятствует законному предпринимательству. Юлия Гумба, глава абхазского Союза женщин-предпринимателей, объединяющего 400 человек и издающего собственный журнал 'Ladyboss', жалуется на то, что абхазские документы не признаются и это наносит ущерб бизнесу. 'Впрочем, ситуация постепенно улучшается', - добавляет она.

Вопрос о том, не остановится ли этот прогресс, пока остается открытым. И решаться он будет либо на дипломатических переговорах между Сухуми, Тбилиси, Москвой, Брюсселем и Вашингтоном, либо на реке Ингури, в результате очередного вызванного несдержанностью инцидента.

________________________________

Истории с Черного моря ("The Economist", Великобритания)

Калашниковы здесь растут на деревьях как мандарины ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Россия и Грузия нацелились на Абхазию ("Chicago Tribune", США)