Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фиаско в ООН по поводу Зимбабве - это повторение Ирака

Это была какая-то трогательная вера в чудеса, которые можно творить составлением документов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неудивительно, что сейчас проводится дознание. Когда Россия и Китай наложили вето на решение Совета Безопасности ООН о введении санкций против Зимбабве, они спустили плоды многодневных усилий британских дипломатов по планированию прямо в зловонные воды пролива Ист-Ривер. Если для британского правительства и могло быть что-то хуже поражения, то это был явный расчет и вера Гордона Брауна и его министров в победу.

Неудивительно, что сейчас проводится дознание. Когда Россия и Китай наложили вето на решение Совета Безопасности ООН о введении санкций против Зимбабве, они спустили плоды многодневных усилий британских дипломатов по планированию прямо в зловонные воды пролива Ист-Ривер. Если для британского правительства и могло быть что-то хуже поражения, то это был явный расчет и вера Гордона Брауна и его министров в победу.

Одна из главных целей дипломатии - избегать неожиданностей. В этом плане вето стало для нее значительным провалом. Существует непреложное правило, причем не только в ООН, но и во всех парламентах. Если ты не уверен в успехе, то должен сделать все возможное, чтобы предотвратить голосование. А если голосованию помешать невозможно, то надо перефразировать документ, чтобы он стал безвредным. Министры и дипломаты проводят долгие и счастливые часы, дни и даже месяцы, занимаясь такими превентивными проволочками. Это часть их работы.

Поэтому вполне понятно, что сейчас идет поиск виновных. И те, кто оказался в первых траншеях, деятельно ищут другие мишени, чтобы не попасть под обстрел. Заместитель министра иностранных дел лорд Маллок-Браун (Malloch-Brown), который, между прочим, был заместителем генерального секретаря ООН и до последней точки и запятой знает принципы работы этой организации, постарался отвертеться от этого дела с особой изобретательностью. Голосование, заявил он, показало истинные позиции России и Китая, а следовательно, это очень даже неплохой исход.

Теперь, когда спало первое оцепенение после голосования, стали понятны два момента. Правительство поступило так, как оно часто призывает делать избирателей. Оно 'пошло дальше', и намерено представить свои доводы в пользу санкций в Европейский Союз. Премьер-министр, который, как широко известно, отказался фотографироваться при подписании Лиссабонского договора, внезапно нашел применение этой организации. Да и виновного нашли. Как часто бывает, им оказалась Россия - настоящий злодей в этом спектакле.

Согласно его сценарию, новый президент русских Дмитрий Медведев с удовольствием тянул общую лямку вместе с богатым миром, когда тот осуждал Зимбабве на саммите 'большой восьмерки'. Но как только дело дошло до более широкого форума - ООН, у Москвы неожиданно появились иные интересы. Следовательно, русские виноваты как минимум в том, что передумали.

Есть и более бессовестная интерпретация событий. Заключается она в том, что русские специально ввели британцев в заблуждение, заставив их поверить в то, что согласятся на введение санкций, хотя на самом деле готовились поступить как раз наоборот. Существует несколько причин, по которым такие доводы нельзя признать удовлетворительными. Первая состоит в том, что с точки зрения России, поддержка осуждения в рамках 'большой восьмерки' и отклонение резолюции ООН - это не взаимоисключающие вещи. Вторая причина в том, что правом вето воспользовался также и Китай. С учетом его интересов во многих африканских странах, включая Зимбабве, он просто не мог поступить иначе. Но с Китаем мы ссориться не хотим, не так ли?

Особенно накануне показной Пекинской Олимпиады. Есть также и третья причина. Британия страдает довольно опасной формой непонимания настроений ООН и ее Совета Безопасности.

Вспомним события пятилетней давности перед вторжением в Ирак. Британское правительство прилагало тогда отчаянные усилия, чтобы заручиться поддержкой ООН для начала войны. Предупредительная резолюция номер 1441 была составлена настолько искусно (готовил ее тогдашний представитель Великобритании при ООН сэр Джереми Гринсток (Jeremy Greenstock)), что она позволила проголосовать за нее как сторонникам, так и противникам войны.

Однако попытки сгладить острые углы лишь отсрочили неизбежный раскол, и провал важнейшей 'второй резолюции' стал очень болезненным для Британии.

Все те недостатки, которые привели к провалу попыток ввести санкции против Зимбабве, были налицо и при принятии резолюций по Ираку. Тогда присутствовала какая-то трогательная вера в чудеса, которые можно творить составлением документов - а этими навыками британские чиновники очень гордятся. Но если такую работу делать слишком хорошо, она может дать обратный результат и ударить по автору. Присутствовало там и брюзгливое обливание грязью одной страны, названной виновницей всех британских неудач. Пять лет назад это была Франция. Возможно, это совпадение, но и тогда Лондон точно так же просчитался в оценке того, как будет голосовать Россия.

Неудача в ООН по вопросу санкций против Зимбабве - это для Великобритании и менее, и более серьезно, чем неспособность договориться о 'второй резолюции'. Менее серьезно, потому что эффективность санкций почти всегда сомнительна, а также потому что из-за отсутствия 'второй резолюции' Тони Блэру (Tony Blair) пришлось тогда делать свой важный выбор между ООН и США. Более серьезно, потому что неудача в прошлую пятницу разрушила многообещающий международный консенсус по Зимбабве и позволила незаконно избранному президенту этой страны праздновать победу над своими старыми врагами. У нас был шанс сформировать общую позицию в отношении демократии в Зимбабве - и мы его упустили. И произошло это не из-за вероломства России или неполноценности ООН, а из-за того, что мы в очередной раз не сумели правильно оценить то, как на мир смотрят другие.

___________________

Россия была неправа, налагая вето на санкции - но это не стало неожиданностью ("The Independent", Великобритания)

Санкции - это война трусливых ("The Sunday Times", Великобритания)