Один из немногих крупных успехов бывших республик СССР заключался в том, что им удалось провести мирный развод не по югославскому сценарию. Они признали свои границы и расстались без территориальных споров. После распада СССР и создания СНГ, в которое вошли все республики, кроме прибалтийских, Россию по инерции считали 'старшей'. На практике это означало, что она поставляла 'младшим сестрам' газ по более низкой цене. А за это Борис Ельцин разговаривал с лидерами соседних стран, глядя на них свысока.
Однако на одной инерции далеко не уедешь. За 17 лет после распада СССР российская элита доказала, что у нее нет какой-либо стратегии в отношении стран 'ближнего зарубежья', как у нас называют бывшие советские республики.
Согласно официальной доктрине, отношения с ними имеют 'приоритетный' характер. На практике это означает, что Москва в порядке 'приоритета' бранит эти страны. Для российского телевидения Грузия, Украина, прибалтийские государства стали объектом ежедневных атак. Сильнее от нас достается только США и НАТО.
При этом нелегко понять, чего на самом деле Россия хочет от своих соседей. Официально главной причиной нападок на них являются планы этих стран по вступлению в НАТО. Но, во-первых, неизвестно, когда это произойдет, тем более, что большинство украинцев не поддерживает эти планы, а у Грузии свои проблемы с Абхазией. Во-вторых, бранью и угрозами в стиле 'нацелим ракеты на Киев' Россия лишь толкает соседей в сторону альянса. В-третьих, в России никто не разъяснил, в чем заключается опасность вступления наших соседей в НАТО. Ведь ясно, что наша страна и альянс не будут воевать друг с другом.
Так что, мы имеем дело с чистой воды пропагандой и демагогией - повторяем слово 'угроза', не разъясняя, в чем она заключается. Это воздействует на население России, пробуждает в нем страх и подпитывает антизападные настроения, а также помогает удерживать его в состоянии зависимости от властей, которые 'защищают нас от НАТО'.
Но, похоже, на самом деле хвост виляет собакой, и Кремль, поверив в собственную демагогию, сам начал бояться НАТО.
Однако претензии касаются не только НАТО. Россия не может простить Украине того, что в ее состав входит Крым, который до 1954 г. был областью Российской Федерации, а потом был передан Никитой Хрущевым украинцам. Полуофициальное мнение Москвы, звучащее, например, из уст Юрия Лужкова, мэра нашей столицы, то и дело выражается в провокационных заявлениях о Крыме. Кроме того, Россия постоянно вмешивается в конфликт между Грузией и Абхазией. Ее возмущает то, что на Украине слишком мало преподается русский язык, но дискриминация нашего языка в других странах СНГ ей не мешает.
Все это выглядит как капризы, придирки, связанные с тем, что Россия не в силах примириться с самостоятельностью своих соседей, которые неплохо справляются и без опеки.
При этом Россия, как всегда, неистовствует только на Западе. Ее отношение к восточным соседям - таким, как Туркменистан, Казахстан и Азербайджан - необычайно мирное и лояльное. А ведь именно они не отвечают ей тем же - они не допустили российские компании к эксплуатации своих шахт, но зато пригласили американские и британские фирмы. Кроме того, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан, наши непосредственные конкуренты на рынке нефти и газа, размышляют о строительстве газопровода в обход России.
Именно здесь наши настоящие, а не вымышленные интересы. России важен доступ к богатым месторождениям Центральной Азии. А мы теряем влияние в этом регионе. Россия не пытается сотрудничать с элитами своих соседей на востоке, безрассудно растрачивая дипломатический порох на бессмысленные фейерверки на Западе.
Леонид Радзиховский - ведущий российский публицист, публикуется в независимых СМИ и правительственной 'Российской газете'
________________________________________
Концепция новой России ("Час", Латвия)
Внешняя политика России: самоутверждение или инструмент модернизации? ("Open Democracy", США)
Война, которую должен остановить Запад ("The Washington Post", США)
Лидер Грузии Михаил Саакашвили: Россия угрожает миру ("The Times", Великобритания)