Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американские ВВС бьют мимо цели

Американские ВВС бьют мимо цели picture
Американские ВВС бьют мимо цели picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство США закупит не 381, а всего 183 самолета F-22 - это отражение принципиального крена американской армии в сторону сухопутчиков, моряков и морских пехотинцев. У США будет много F-35 - однако в его задачи завоевание господства в воздухе не входит, а русские истребители Су-27 в бою вполне могут составить конкуренцию самолетам 'четвертого поколения' типа F-15. Не окажется ли F-22, при всех его достоинствах, весьма дорогой ошибкой?

Об F-22, самом современном и дорогом истребителе мира, можно говорить все что угодно - но пилотировать его наверняка приятно. Несколько дней назад в этом могли убедиться зрители авиасалона Фарнборо, над которым машина стоимостью в 350 миллионов долларов показывала чудеса высшего пилотажа.

Сверхзвуковой самолет F-22 с технологией 'стелс' был задуман в конце 'холодной войны' для обеспечения господства Америки в воздухе в борьбе с советскими истребителями. Недавно на учениях благодаря радионевидимости и современным радару и авионике F-22 на каждый потерянный 'свой' сбивал 80 самолетов противника. Коронный номер F-22 - горизонтальный разворот в полете. Он разворачивается, будто гончая, почуявшая добычу.

- Такого чувства, что 'ой мамочки, нос выходит из-под контроля', просто нет, - рассказывает старший летчик-испытатель самолета Эл Норман (Al Norman). - Скорее наоборот: 'ой мамочки, я могу делать с носом все что захочу!'.

Однако то, что производит столь мощное впечатление на американские ВВС, никак не устраивает американское правительство. Новый истребитель стал символом явления, которое министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) называет 'болезнью будущих войн'. По его словам, 'значительная часть военного истеблишмента помешана на том, что нам понадобится в конфликтах будущего'. Сам Гейтс хочет, чтобы американская армия училась воевать с террористами и побеждать в асимметричных конфликтах - а это значит, что бороться нужно совместно с союзниками против смертников и партизан в неких жарких и пыльных странах. Для таких кампаний в качестве воздушной поддержки нужны не невидимые истребители 21-го века, а вертолеты и самолеты-транспортники.

В результате он не дал 'добро' на приобретение ВВС США 381 самолета F-22 на замену стареющих F-15, созданных еще во времена вьетнамской войны и с тех пор множество раз переделанных и модернизированных. Правительство США закупит всего 183 самолета, а недостаток намеревается восполнить общевойсковыми ударными истребителями (Joint Strike Fighter) F-35. Этот самолет, также обладающий радионевидимостью, еще не сделан, но будет менее дорогим и более гибким в применении.

Скорее всего, в чем-то Гейтс прав: в нынешнем мире F-22 - не самая большая необходимость, и пяти эскадрилий вполне хватит. Тем не менее, разумность подобного упорства сомнительна с двух позиций, одна из которых - военная, а вторая - опять-таки финансовая.

С военной точки зрения проблема заключается в том, что США привыкли иметь превосходство в воздухе, будто оно им обеспечено по определению. Что не совсем так. И если Гейтс считает, что генералы ВВС застряли в прошлом - а, видимо, именно это он и имеет в виду, - то его самого вполне можно обвинить в том, что он застрял в настоящем. В настоящем главная угроза - несомненно, терроризм; однако в будущем в проблему могут вырасти и военное развитие Китая, и восстановление военной машины России. И если дело дойдет до войны с державой, стоящей 'в одном ряду' с США по военной силе, то количество будет на стороне Америки - однако русские истребители Сухого Су-27, которые приобретает и Китай, и другие страны, в бою вполне могут составить конкуренцию самолетам 'четвертого поколения' типа F-15. Чтобы одержать над ними верх, понадобится машина 'пятого поколения' - либо F-22, либо F-35.

Истребителей JSF у США будет много - к 2011 году для ВВС, ВМФ и морской пехоты заказано 2400 штук. Однако в задачи F-35, который и разрабатывается, и применяться будет совместно с союзниками, включая Великобританию, Италию и Канаду, завоевание господства в воздухе не входит. Это скорее фронтовой истребитель-бомбардировщик, и создавался он с тем расчетом, что в большом воздушном бою ему все равно потребуется прикрытие F-22.

Вторая проблема позиции, занятой Гейтсом, заключается в ее финансовой несостоятельности. В отличие от JSF, F-22 не разрабатывается вместе с союзниками и не будет им поставляться, поскольку США не хотят раскрывать его технических секретов. Но теперь получается, что и сами США покупать его будут лишь в небольших количествах. Из-за этого F-22 уже сегодня дорог до абсурда. По данным Бюро подотчетности государственных служб (General Accountability Office), если программа закупки F-22 ограничится 183 самолетами, то каждый из них будет стоить 345 миллионов долларов. Только себестоимость производства составляет около 140 миллионов - а JSF стоит лишь около половины этой суммы.

Если же США действительно нужно именно столько F-22 и ни одним больше, то следующий шаг очевиден: значит, нужно начать предлагать эти самолеты союзникам (интерес к нему уже проявляли Австралия и Япония). Выгода будет двойная: с одной стороны, в небе будет больше 'двадцать вторых', с другой - сократится цена.

Кстати, основная тенденция, в особенности в авиатехнике, заключается как раз в том, что США начинают делиться технологиями с союзниками, взамен перенося на них часть затрат на разработку. Факт есть факт: производство самолетов исключительно для ВВС США становится для таких подрядчиков, как Lockheed Martin (головной разработчик и F-22, и JSF), все менее и менее привлекательным делом. Сегодня у ВВС уже нет больших средств на новые закупки. Позиция Гейтса по F-22 - это отражение принципиального крена американской армии в сторону сухопутчиков, моряков и морских пехотинцев. Boeing потому и дерется не на жизнь, а на смерть с Northrop Grumman/EADS за 35-миллиардный контракт на замену парка самолетов-заправщиков, что других контрактов почти нет.

Даже если США решают закупить новый самолет или модернизировать старый, для подрядчика риск меньше, а прибыль - больше, если ему разрешается продавать какие-то модификации за границу: так достигается и массовость производства, и компенсация затрат на НИОКР.

И, как показывает печальный пример с F-22, подрядчикам становится труднее верить ВВС: даже если авиаторы принимают решение о выборе самолета и закупке крупных партий, в высших сферах их решение могут и не принять. Это, конечно, не вина самих ВВС - но всем, тем не менее, видно, что полностью контролировать свое снабжение они уже не вполне в состоянии.

В общем, на месте производителя я сделал бы все, чтобы в будущем военные контракты как-то распределялись между США и другими странами. А на месте Гейтса я бы либо сам купил больше 'двадцать вторых', либо, если уж самому не хочется, дал бы союзникам возможность их купить. Потому что в противном случае F-22, при всех его достоинствах, окажется весьма дорогой ошибкой.

______________________________________________

Заправщик Northrop-Grumman-EADS, конечно же, лучше, но . . . роль Москвы? ("The Washington Times", США)