Триумф или трагедия? В сегодняшнем обмене пленными и телами погибших через линию фронта последней крупной войны Израиля были элементы и того и другого. В Израиле основное внимание было уделено слезам двух семей, которым пришлось смириться с гибелью их сыновей-солдат. Но они почти наверняка были убиты во время приграничного рейда 'Хезболлы' и последовавших за ним столкновений, которые неожиданно переросли в войну июля 2006 г. Их гибель не была подтверждена к тому времени, как Эхуд Ольмерт начал роковую бомбежку пригородов Бейрута, ответом на которую стал ракетный обстрел 'Хезболлой' городов северного Израиля. Но вид обломков их машин Humvee говорил о том, что вряд ли пассажиры выбрались из них живыми.
Вплоть до сегодняшнего утра их родные верили в чудо - не без помощи официальных лиц обеих стран, которые продолжали притворяться, будто они могут быть живы. 'Хезболла' знала правду, но отказывалась подтверждать их гибель, вероятно, опасаясь, что обменная стоимость солдат в ходе этого чудовищного торга может упасть. Израильские чиновники, признавая в частном порядке, что надежда мала, также поддерживали общественный миф о том, что солдаты, возможно, живы. Они опасались, что может вновь вспыхнуть общественное недовольство войной 2006 г. В конце концов, во время аналогичного рейда 'Хезболлы' в октябре 2000 г. тоже погибли израильские военнослужащие, а тогдашний премьер-министр Эхуд Барак не начал войну.
Вчера в Израиле уделили особое внимание и мрачному послужному списку Самира Кунтара, переданного сегодня Ливану после досрочного освобождения из тюрьмы (изначально он был приговорен к пожизненному заключению). Кунтар, друз из Ливана, был осужден в 1979 г. за убийство мужчины и его четырехлетнего ребенка во время бесцельного рейда по северному Израилю, задолго до появления 'Хезболлы'. Поэтому сегодня израильтяне подавлены и говорят о моральной асимметрии: мы выдаем гнусного детоубийцу в обмен на останки двух храбрых солдат.
На самом деле, Израиль передал еще четырех живых военнопленных, бойцов 'Хезболлы'. Двое были похищены израильскими спецназовцами из больницы на востоке Ливана. Кроме того, израильтяне передали около 200 тел ливанских и палестинских боевиков, убитых в последние несколько лет при различных обстоятельствах, чья гибель повергла десятки арабских семей в такую же скорбь, какую сегодня испытывают две израильские семьи.
Поэтому, хотя траур был с обеих сторон, триумф сегодня переживали только в Ливане. Премьер-министр Ливана Фуад Синьора попытался представить ситуацию событием государственной важности, поехав в аэропорт Бейрута встречать боевиков 'Хезболлы', но эксперты как в Израиле, так и в Ливане считают, что этот обмен является триумфом, в первую очередь, 'Хезболлы'. В конце концов, его устроило не правительство Ливана. Это сделала 'Хезболла', при помощи посредников. Неудивительно, что теперь она называет возвращение четырех пленных окончательным унижением Ольмерта и, по сути, признанием поражения.
Разумеется, об этом не говорилось в вердикте официальной израильской комиссии по расследованию обстоятельств войны 2006 г. под руководством бывшего судьи Винограда. К удивлению многих, Ольмерт был в нем по сути реабилитирован. Но реальные факты (а именно на их основе израильтяне обычно выносят свои суждения) не подтверждают мнения о том, что война ослабила 'Хезболлу'. Да, благодаря резолюции ООН, завершившей войну, миротворческий контингент ООН в южном Ливане был увеличен, но наступательный потенциал у 'Хезболлы' больше, чем два года назад. 'Сегодня у 'Хезболлы вдвое больше ракет большой дальности. Ее система командования и управления невредима', отметил профессор Шай Фельдман, бывший глава израильского Центра им. Яффе (Jaffee Centre), а ныне профессор Университета Брандейса (Brandeis university), выступая в июне на конференции в Королевском институте объединенных служб (Royal United Services Institute).
Поэтому, если не считать личной трагедии двух израильских и двухсот ливанских и палестинских семей, вчерашний день несет в себе один урок: быстрота реакции Ольмерта в июле 2006 г. была безумием. Офер Шела, корреспондент газеты 'Маарив' и Десятого телеканала, написавший книгу о войне, хорошо подвел ее итоги на той же самой конференции. Ее причинами он назвал три вещи, возобладавшие над умом и рассудком (не в первый раз в истории Израиля): нетерпение, возмездие и склонность к неоправданной драматизации экзистенциальной угрозы Израилю.
___________________________________
Грустный итог Ливанской войны ("The Times", Великобритания)
Пора радикального прагматизма ("The New York Times", США)
Мусульмане считают себя жертвами. Запад испытывает чувство вины. Наверно, мир сошел с ума? ("The Times", Великобритания)