Советский Союз оккупировал Афганистан в декабре 1979 года. Последний советский военный, командующий 40-й армией генерал Громов, покинул Афганистан, замыкая конвой своих солдат 15 февраля 1989 года. За весь период советской оккупации этой страны не был отмечен ни один случай нападения террориста-самоубийцы. Не было ни одного такого нападения в больших городах Афганистана. За то время я был в Афганистане всего шесть раз: в Кабуле, Мазари-Шарифе, Кандагаре, Джалалабаде, Херате. Я посещал разные правительственные здания, которые даже особо не охранялись, и ни разу мне даже в голову не пришла мысль о возможной подложенной бомбе. В Кабуле комендантский час официально начинался в 21:00, но никто его особо не придерживался, полицейские патрули, состоявшие из афганских солдат, спокойно вас пропускали. Советских солдат не было на улицах афганских городов ни днем, ни ночью. Они следовали строгим приказам избегать любых контактов с местным населением.
Сейчас, когда НАТО находится в Афганистане, самоубийцы с грузовиками и автомобилями-бомбами вызывают ужас на улицах городов, число гражданских жертв войны непрестанно растет, гибнут афганские женщины и дети... Что же так драматично изменилось, что сегодня гражданские лица в этой стране больше подвержены опасности, чем во время советской оккупации? Несмотря на то, что за эти почти двадцать лет страны НАТО имели преимущество по сравнению с СССР в плане техники точного попадания в цель и бомбардировок, сейчас в Афганистане гибнет больше гражданского населения. Почему?
Может быть, изменился сам характер войны и тактика борьбы? В чем различия между сегодняшним присутствием НАТО и войной, которую тогдашний СССР вел против моджахедов в Афганистане? Интересно, что еще ни один западный военный аналитик серьезно не занялся сравнением советской и натовской оккупаций Афганистана, особенно в контексте настолько возросшего числа жертв среди гражданских лиц. СССР вел войну против альянса семи партий моджахедов, которые имели огромную поддержку США и Пакистана. В Афганистане русские опирались на марионеточный режим в Кабуле, который не особо отличался от режима президента Карзая сейчас. Более того, режим советского союзника, президента Наджибуллы отличался большей самостоятельностью, чем режим Карзая. Армия Афганистана во время Наджибуллы самостоятельно контролировала все большие афганские города, а сегодня солдаты президента Карзая не в состоянии контролировать ни один город. Вместо Карзая эту работу выполняет НАТО, так как если солдаты НАТО покинут Афганистан, власть Карзая распадется в течение нескольких часов.
Главной мишенью моджахедов за время советской оккупации были советские солдаты, а сегодня главной целью талибанов являются полицейские и солдаты президента Карзая. Это говорит о большем расслоении внутри афганского общества, чем за время советской оккупации, то есть сейчас талибы воспринимают режим Карзая как большее предательство, чем моджахедов считали режим Наджибуллы под советской оккупацией.
Афганцы - гордый народ, несмотря на то, что их вождей легко подкупить. Советская сторона следила за тем, чтобы ни коим образом не задеть их национальную гордость, а солдаты НАТО сейчас весьма нагло ведут себя в Афганистане. Как возможен тот факт, что авиация НАТО уже несколько раз бомбардировала афганские свадьбы? Случается, что афганцы во время празднования традиционно стреляют в воздух из старых пистолетов, а затем спустя несколько минут прилетают реактивные самолеты F-16 или F-18 и бросают на свадьбу бомбы и ракеты. А после на остатках одной из бомб можно прочитать 'Вас убила женщина'. То есть вторым пилотом американского F-18 была женщина. А все это происходит во время современнейших западных технологий и устройств для съемки и наблюдения, как из космоса, так и из разведывательных самолетов и беспилотных летающих объектов, все в реальном времени. Что значит, если свадьбу празднуют в деревне, местный командир НАТО на своем экране может видеть, когда невеста на коне прибывает в дом жениха, а американские технологии позволяют видеть даже цвет глаз невесты под паранджой. Вместо этого, они направляют авиацию, чтобы обрушить на свадьбу бомбы и ракеты.
И поэтому НАТО проиграет войну в Афганистане. Так как и другие ее проиграли...
Барак Обама неделю назад выступил с обращением к сербам (имеется в виду широко процитированное в сербских СМИ поздравление Белграду от кандидата в президенты США Обамы с формированием правительства страны, в котором он также призвал Белград наладить отношения с объявившими о независимости от Сербии властями Косово - прим. пер.). Честно говоря, обращение и не было особо приятным сердцам наших граждан. Но что могут сделать сербы? Кто станет новым президентом Америки решат избиратели Флориды (25 мандатов), Огайо (21 мандат), Мичигана (18), Иллинойса (22), Висконсина (11), Пенсильвании (23), Айовы (7), Миссури (11), Нью-Хемшира (4), Делавэра (3), Орегона (7), Арканзаса (6)... Великая битва для маленьких американских штатов. В которых живет достаточно сербов.
Случай одной студенческой драки в США может стать серьезной угрозой отношений Сербии и США. Которые, не правда ли, не нарушены ни признанием Косово со стороны США, обучением и оснащением новой косовской армии, ни новой конференцией стран-доноров Косово. (Автор имеет в виду случай жестокого избиения в Нью-Йорке начинающим сербским баскетболистом Миладином Ковачевичем, обучавшемся в местном колледже, своего американского сокурсника, в результате чего последнему были нанесены тяжкие увечья. Ковачевичу удалось бежать в Сербию, что вызывало дипломатический скандал - консул и вице-консул страны в США были высланы из консульства в Нью-Йорке. Американские власти объявили серба в розыск через Интерпол. Сербская конституция не предполагает возможности выдачи гражданина страны другим государствам. Несколько дней назад местные СМИ со ссылкой на официальные источники сообщили, что беглец подписал контракт с одним из профессиональных баскетбольных клубов Сербии - прим. пер.)
Кто-то описал бы все это тремя словами: суд, право и сила. Если у вас есть монополия силы, то у вас есть и монополия права, то есть сегодня не существует разоруженное право. Хотя право разоружено и когда предает свои принципы, теряя авторитет, на котором основано.
Следовательно, я не ставлю под вопрос обязанность американского правительства защищать своих граждан. Я не оспариваю ни американскую демократию, плюрализм и секуляризм, равенство полов, бритых мужчин и небритых женщин, все разнообразие одежды и развлечений. То, что мне мешает, так это псевдообъявление псевдовойны. Из-за одной драки.
Перевод: Екатерина Яковлева
________________________________________________
Мы не Советы... ("The Globe And Mail", Канада)
Кто распространял фальшивые истории о героизме? ("The New York Times", США)
Дипломатия должна приносить плоды ("The International Herald Tribune", США)