На этой неделе, вся вашингтонская верхушка - президент Буш, Бен Бернанке (Ben Bernanke), Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) - принялась открыто выражать свою глубокую озабоченность состоянием американской экономики. К сожалению, наши лидеры обещают сделать в связи с этим все, что угодно, кроме того, что действительно могло бы помочь, а именно отказаться от той политики, которую они вели последний год.
Когда в прошлом августе финансовый рынок поразил кризис, экономика США хотя и медленно, но продолжала расти, а инфляция оставалась умеренной. С тех пор деятельность Вашингтона сводилась к заимствованию легких денег из Федерального резерва, принятию Конгрессом бесполезных решений о налоговых компенсациях и оказанию беспорядочной помощи пострадавшему от кризиса кредитному рынку.
Год спустя мы получили закономерный результат: в целом экономика продолжает расти, хотя и медленно, но при свирепствующей инфляции и долларе, упавшем до исторического минимума. Взлетевшие нефтяные и сырьевые цены - побочный продукт слабого доллара - ударили в числе прочих по авиационным и автомобильным компаниям, автотранспортным фирмам, скотоводам и владельцам свиноферм. Тем временем, неразбериха на финансовом рынке растет и ширится. Она уже распространилась с Уолл-стрит на средние банки и охватила даже поддерживаемые государством компании, которые Вашингтон всего несколько недель назад провозглашал нашими спасителями - Fannie Mae и Freddie Mac.
Не будет преувеличением сказать, что мир начал отказываться от доллара, что означает глобальный кризис доверия к Вашингтону - Капитолийскому холму, Белому дому, Федеральной резервной системе. Инвесторы всего мира демонстрируют, что их уверенность в лидерстве США поколебалась.
* * *
Это, разумеется, относится и к Федеральному резерву, глава которого г-н Бернанке все больше напоминает профессора, с ужасом обнаружившего, что реальность опровергает его академические теории. Опубликованные вчера кошмарные данные об инфляции - самое наглядное доказательство несостоятельности политики ФРС из возможных: 1,1 процент прибавился только в июне, за последние 12 месяцев - 5 процентов. Это - наибольшие темпы роста инфляции за последние 17 лет. Разумеется, в первую очередь, как уже осознали американские потребители, речь идет о ценах на энергию и продовольствие. Однако в докладе показано, что вскоре рост цен ожидается во многих областях экономики, в том числе в сфере транспорта и услуг.
Заявив в среду Конгрессу, что темпы инфляции 'слишком велики', г-н Бернанке констатировал очевидное. Однако рынки отреагировали даже на такой слабый намек на ужесточение курса - нефть и золото упали, а доллар вырос. Тем не менее, г-н Бернанке, вице-председатель Дональд Кон (Donald Kohn) и член совета управляющих Фредерик Мишкин (Frederic Mishkin) - три брата по разуму из ФРС - продолжают вести безрассудную политику отрицательных реальных процентных ставок, и конца этому не предвидится. Долгое время они переоценивали риск рецессии и недооценивали риск инфляции, слишком прислушивались к требованиям Уолл-стрит и Капитолия и недостаточно - к требованиям американского среднего класса.
Тем временем, Конгресс решил еще раз повторить собственную ошибку, и спикер Пелоси предложила начать ассигнования на второй этап программы 'стимулирования'. Имело бы смысл поинтересоваться, чем закончился первый. Как и предсказывали критики, налоговые компенсации стимулировали кратковременный рост потребительских расходов, но долгосрочных стимулов не создали. Между тем, дефицит федерального бюджета благодаря им вырос дополнительно на 168 миллиардов долларов. Теперь спикер просит еще 50 миллиардов - видимо, в преддверии следующего года, когда она заявит, что нам нужно повысить налоги, чтобы преодолеть - что бы вы думали? - дефицит бюджета.
Хотя Барак Обама (Barack Obama) любит поговорить о 'переменах', ирония ситуации состоит в том, что весь прошлый год Вашингтон в точности следовал его рецептам в области экономической политики. Он тоже поддерживал идею 'стимулирования' и налоговых компенсаций, и при этом ни разу не выразил сомнения ни в долларе, ни в ФРС. Главные экономические гуру левых Лари Саммерс (Larry Summers) и Роберт Рубин (Robert Rubin) также убеждали ФРС продолжать в том же духе. С учетом предлагаемого им гигантского роста налогов в следующем году, планы г-на Обамы могут стать еще одной причиной для мира не верить в надежность Вашингтона.
Что же касается администрации Буша, лучше всего будет сказать, что она выглядит полным банкротом. Согласившись в январе без боя на налоговые компенсации, г-н Буш лишился своего последнего шанса сформировать экономическую повестку этого года. В Конгрессе он, конечно, мог и проиграть, но ему следовало хотя бы попробовать поспорить. Вместо этого он заявил американцам, что компенсации будут способствовать экономическому росту, а теперь, когда этого не произошло, он еще сильнее скомпрометировал в обществе идею снижения налогов.
Президент все еще может сыграть определенную роль в кризисном управлении финансами, например, реформировав Fannie и Freddie. Однако, похоже на то, что эту сферу деятельности он целиком предоставил г-ну Бернанке и своему секретарю Казначейства. Хэнк Полсон (Hank Paulson) - безусловно, эксперт по связям с общественностью и предмет обожания членов Палаты представителей. В сотрудничестве с Федеральной резервной системой он придумал остроумный механизм чрезвычайного финансирования через дисконтное окно ФРС. Однако г-н Полсон способствовал падению доллара, чтобы увеличить экспорт, не обращая внимания на рост нефтяных цен и дополнительный ущерб, причиняемый им американским потребителям.
Кроме того, глава Казначейства не справился с приведением в порядок финансовой системы. Фиаско Fannie Mae застало его врасплох, и он так и не провел акт о реформе Федеральной корпорации по страхованию депозитов, который позволил бы подготовиться к неизбежным банкротствам банков. Так как одним IndyMac они явно не ограничатся, подобный дополнительный страховочный механизм помог бы восстановить уверенность.
* * *
Настоящим чудом является то, что, невзирая на все ошибки, экономика США пока избежала рецессии. Жилищные цены рано или поздно прекратят падать, особенно если Конгресс перестанет принимать меры по спасению отрасли. Некоторые секторы экономики демонстрируют впечатляющую мощь, как на этой неделе показал подсчет доходов Intel.
Главные проблемы лежат в политической и интеллектуальной сферах. Весь прошлый год Вашингтон отклонялся от налоговой политики последних 25 лет, нацеленной на стабилизацию доллара и способствование развитию. На исходе своего пребывания у власти, администрация Буша ослабела и склонилась перед Конгрессом. Она молчала, пока ФРС поощряла губительную инфляцию.
Это - шанс для Джона Маккейна (John McCain), если он окажется достаточно умен, чтобы его не упустить. Теперь он может ссылаться на то, что в отношении доллара, налогов, расходов и корпоративного социализма Fannie Mae Вашингтон уклонился от рейгановского курса. Возможно, он все равно проиграет выборы. Однако если он объяснит избирателям коллективные промахи Вашингтона, дистанцируется от них и укажет новое направление действий, определенные шансы у него будут.
____________________________________________
Fannie, Freddie и Вы ("The New York Times", США)
Постамериканский мир как лучший из миров ("The Guardian", Великобритания)
Тревожиться надо о самой Америке ("The International Herald Tribune", США)
Прозакладывая Америку ("Los Angeles Times", США)