Статья Михайла Дубинянского на "УП" вызвала у автора этих строк довольно странные ощущения. Якобы все правильно пишет автор, оценивая политику Кремля в Крыму. Но рекомендации, которые он предлагает, провоцируют полнейшее неприятие, поскольку базируются они на газетно-пропагандистских представлениях о крымских реалиях. Так как здесь перед нами возникает абсолютно виртуальный Крым, который совсем не похож на тот, который известен мне, севастопольцу в 4-м, а крымчанину в 9-м поколении.
Автор публикации плохо понимает специфику крымского сепаратизма и именно поэтому ставит его на одну доску с ситуацией в Абхазии и Южной Осетии. Если такие проявления в кавказских автономиях имеют под собой довольно древний исторической грунт, самостоятельную этническую базу, то крымский сепаратизм - явление искусственное, импортное, полностью созданное и сформированное Москвой.
Когда Москва во время событий конца 1991 года была растерянной и молчала, то в Севастополе за самостоятельную Украину на референдуме 1 декабря проголосовало 57% горожан, в Симферополе - 54%, а на тогда еще советском Черноморском флоте - свыше 70%. А дальше на протяжении 17 лет независимости жители полуострова были свидетелями своеобразной "пульсации" сепаратистских процессов в Крыму. Как только Москва давала приказ, возбуждала свою пятую колонну - немедленно происходила резкая активизация антиукраинских усилий, как только Москве становилось не до Крыма - все немедленно утихало. Поэтому никакие национальные конфликты в Крыму не являются возможными без московской санкции. Ведь все "борцы за русскую идею" в Крыму являются хорошо управляемыми, не стоит в их деятельности искать спонтанности или самодеятельности.
Конфликтные ситуации в Крыму зависят не столько от правильной или неправильной политики Киева в этом регионе, сколько от конъюнктурных интересов Российской Федерации. Другое дело, от Киева зависит успешное, эффективное блокирование провокационной деятельности иностранных государств на стратегически важной части украинской территории. Но, если потребуется Москве, она организует в Автономной Республике Крым национальный конфликт любого уровня интенсивности, даже если поведение Киева в Крыму будет "ангельским". К таким вызовам Украина, украинское общество, силовые структуры должны быть готовы, так как такие действия Кремля рассчитанные на поддержку со стороны не только пятой колонны, но и, объективно, со стороны пассивной, слабой и нерешительной власти нашего государства.
В статье упоминаются некоторые "отечественные радикалы, которые стремятся, во что бы то ни стало, украинизировать Крым". К сожалению, не уточняется, кто эти радикалы и было ли ими что-то практически сделано, кроме сугубо теоретических "стремлений". По крайней мере, в Крыму "украинизацию" замечают лишь авторы патологически антиукраинских газет, которые призывают защищать русский язык даже там (например, в Севастополе), где он не имеет ни одного конкурента. Какая может быть украинизация в условиях тотального господства русских и пророссийских СМИ, русскоязычного образования, русского книжного рынка и т.п.? Наибольшая проблема нынешних крымских украинофобов - это найти реальные факты, которые подтверждали бы их выдуманные в Москве ужастики о "горькой судьбе" русского языка в Крыму. Ведь фактов нет...
На самом деле, на протяжении 17 лет независимости не было сделано практически ничего, чтобы приблизить Крым к материковой Украине в культурном, информационном и ментальном отношении. Приведу близкие мне примеры. В городе Севастополе, где на 370 тысяч населения приходится около 100 тысяч этнических украинцев, до сих пор нет ни одной украинской школы, хотя желающие там учиться есть. Все эти года местная "Просвита" собирала сотни заявлений от родителей, которые просили открыть школу с украинским языком обучения. Но ничего не было сделано, так как все просьбы и мольбы натыкались на холодное равнодушие киевских чиновников. После "оранжевой" революции пообещали выстроить в Севастополе украинскую гимназию и даже на потенциальном месте строительства торжественно установили камень. Уплывает четвертый год от "оранжевых" событий, но гимназии нет, а камень, наверное, украли...
В Севастополе тяжело отыскать украиноязычную газету, даже русскоязычную, если она издается в Киеве (кроме, конечно, таких специфических "органов", как "2000" и "Киевский телеграфъ"). Вместе с тем все киоски завалены русской и пророссийской печатью. Из 4-х городских телеканалов лишь один (ТРК "Бриз" ВМС Украины) работает на Украину, остальные забрасывают ее грязью почти каждый день на протяжении многих лет, в том числе и те, что имеют государственный статус. Зато в типографии Черноморского флота Российской Федерации выдается почти два десятка агрессивно антиукраинских газет, которые выступают с призывами к уничтожению, расчленению и отмене украинского государства.
В Севастополе работает 10 филиалов высших учебных заведений Российской Федерации, в том числе МГУ им. Ломоносова, где обществоведческие дисциплины излагаются по программам РФ, т.е. молодежи доходчиво объясняют, что никакой Украины "не было, нет и быть не может". Мэр Москвы Юрий Лужков выстроил в Севастополе элитную русскую гимназию и собирается строить еще одну. Это где эта "украинизация"? Может, в немногие (7 против 600 русскоязычных) украинские средние учебные заведения в Крыму кого-то гонят штыками?
Между тем, в Симферополе уже несколько лет работает построенная еще Кучмой и Кирпой украинская гимназия, единственная на целый административный центр АРК. Она не в силах принять всех желающих, конкурс - 5 детей на одно место. То есть 4 детям из 5-ти желающих там учиться надо отказать. В какой еще стране чтобы получить среднее образование на государственным языке дети должны выдерживать конкурс как в престижный университет? "Я другой такой страны не знаю..." Вот такая "украинизация"...
Еще раз: в Крыму много желающих учиться в украинских школах, немало тех, кто мог бы там преподавать. Жаль, что школ таких на 500 тысяч местных украинцев практически нет. Кстати, а как быть с крымскими украинцами, которые не хотят "ороссииваться", ассимилироваться, а желают сохранить духовную и культурную связь со своим народом? Отказать им в этом законном человеческом и национальном праве, чтобы не бесить имперских шовинистов? Возле входа в украинскую гимназию в Симферополе крымские украинофобы регулярно организовывают демонстрации с требованиями закрыть эту гимназию и протестами тем не менее "насильственной украинизации".
Еще автор статьи пугает ужасными перспективами: "Чем настойчивее будут попытки украинизировать Крым, тем сильнее полуостров будет тяготеть к Москве..." Так вот еще раз: где такие "попытки"? Отсутствие на протяжении 17 лет реальных шагов по интеграции Крыма в культурное, информационное, образовательное, ментальное пространство Украины отнюдь не оказало содействие смягчению общественно-политической ситуации на полуострове. Наоборот. Мы сегодня расплачиваемся там не за "украинизацию" Крыма, а за полнейшее отсутствие таковой.
Поему Москва так остро, значительно острее, чем этнические россияне в Крыму, реагирует на любую попытку открыть в этом регионе украинскую школу, университет, телеканал, газету и т.п.? А потому, что это обеспечивает ее стратегию на юге Украины. Стратегия, которая, кстати, успешно осуществляется, благодаря пассивности официального Киева, заключается в том, чтобы превратить Крым в абсолютно чужеродное и чужое Украине геополитическое тело, несовместимое с украинской государственностью и украинским социумом.
На уровне тактики это проявляется в том, чтобы не допустить на юг от Перекопа никаких форм бытования украинской культуры, языка, информации, истории и т.п. и воспитать, используя тотальное господство СМИ Российской Федерации, в среде крымчан абсолютное неприятие всего украинского на уровне физиологического отторжения.
А тогда отрыв Крыма от Украины станет вопросом техническим, да и Крымом, если повезет, ограничиваться не станут... Россия стремится сделать Крым, а больше всего - Севастополь, таким себе антиукраинским гетто, запрещенной зоной для любых проявлений украинства. Это же не крымчане боятся "украинизации", этого опасается Москва и ее пятая колонна в Крыму. Между прочим, в 1991 году, после провозглашения независимости, немало моих крымских земляков начали активно искать по книжным магазинам и библиотекам украинские словари и учебники государственного языка. Они думали, что будет нормальное государство и нормальная власть.
Но официальный Киев лишил их желание интегрироваться в украинское общество, обещая "двуязычие", "братский союз с Москвой" и тому подобное, действуя в стиле "гибких" политиков. К слову, крымчане всегда уважали сильную, жесткую и решительную государственную власть. Увидели ли они такую в Киеве?
В чем заключается опасность осуществления Киевом в Крыму политики по Дубинянскому? Собственно, все 17 лет нашей независимости именно такая политика там и процветает. Она сводится к беспринципному заигрыванию с наиболее нетерпимыми антиукраинскими кругами, к отказу от системной и последовательной борьбы против пятой колонны, к трусливому отступлению там, где нужно продемонстрировать решительность и силу.
Самый свежий пример: 5 июля накануне праздника Военно-морских сил Украины в Севастополе на Графской пристани, имея все необходимые разрешения и согласование, украинские моряки установили мемориальную доску в честь 90-летия поднятия в 1918 году украинских государственных флагов на кораблях Черноморского флота. Но гурьба погромщиков из состава пророссийских организаций при участии нескольких депутатов местных советов напала на наших военных, разбила и утопила в море мемориальную доску... И что же? Ни один из депутатов, которые, кстати, не имеют неприкосновенности, не был задержан.
А такой себе депутат Гагаринского районного совета города Севастополя господин Тюнин - активный участник событий на Графской пристани, получил от главы Рады Федерации России господина Миронова орден Александра Невского "за укрепление русского государства". Во время вручения награды Тюнину, Миронов сказал: "Держитесь! Россия с вами". Вот так. Еще что-то непонятно? Кажущаяся "украинизация" здесь абсолютно ни к чему.
Обычный крымчанин в воображении автора статьи - это какой-либо патологический украинофоб, перед которым нужно постоянно заискивать из-за его якобы постоянного отвращения к украинскому языку, культуре и так далее. Но в Крыму очень много лояльных к Украине людей. Но они не видят со стороны Украины никакой активности в Крыму, никакой поддержки своих приверженцев. Зато усилия Москвы - очевидные. Если бы Киев хотя на 30% делал на полуострове то, что делает Москва, настойчиво насаждая свои структуры, постоянно держа руку на крымском пульсе... Киев же изредка только реагирует (если реагирует) на действии Российского государства.
Странное заявление - совет статьи: "Одинаковое отношение ко всем национальным общинам... Усмирение радикалов - будь это активисты "Русского блока" или Меджлиса". Если Киев будет одинаково относиться ко всем общинам, то ему придется срочно открыть по меньшей мере 150 украинских школ, вместо нынешних 7... А также обратить внимание на 80% земельных самозахватов на полуострове, осуществленных нередко даже не гражданами Украины - сегодня Киев почему-то видит лишь 20% самозахватов, связанных с крымскими татарами...
И совсем уже напрасно отождествляются те, кто последовательно выступает за целостность и суверенитет Украины и те, кто громко призывает к уничтожению нашего государства, к отторжению от нее Крыма. Т.е., в борьбе между приверженцами и неприятелями Украины государство должно стать на нейтральную позицию. Следует ли объяснять, кому обеспечит победу такой "нейтралитет"?
Реальность такова: сколько бы не пугали "украинизацией", но каждая новая украинская школа в Крыму, каждый украинский университет, телеканал, радиостанция, газета, библиотека, культурный центр, интернет-сайт и т.п. - это объективное усиление позиций Украины в Крыму.
А если, не дай Бог, Киев и в дальнейшем будет проводить в Крыму политику в духе пожеланий господина Дубинянского, то сохранение этой территории в составе нашего государства станет в самом деле довольно призрачным.
Игорь Лосев - кандидат философских наук, Севастополь
________________________________
Что противопоставить политике кремлевских провокаторов? ("Украинская правда", Украина)
Опасная игра Москвы и уроки истории ("День", Украина)