Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сталин или Николай Второй? Ответ очевиден

Один из них - зловещий массовый убийца, а второй был просто ошеломляюще некомпетентен. Я голосую за Пушкина

Сталин или Николай Второй? Ответ очевиден picture
Сталин или Николай Второй? Ответ очевиден picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зрители российского национального телевидения сейчас выбирают самого великого россиянина в истории. Пока на первое место претендуют Сталин и Николай Второй. Это выглядит странно. Сталин убил 25 миллионов, и еще 28 миллионов отправил в ГУЛАГ, а правление Николая II благодаря его грубой бесчувственности и политической некомпетентности стало настоящей катастрофой - он допустил две революции, проиграл две войны и потерял в итоге трон и собственную жизнь в придачу...

Зрители российского национального телевидения сейчас выбирают самого великого россиянина в истории. Пока на первое место претендуют Сталин и Николай Второй. Это выглядит странно. Сталин убил 25 миллионов, и еще 28 миллионов отправил в ГУЛАГ, а правление Николая II благодаря его грубой бесчувственности и политической некомпетентности стало настоящей катастрофой - он допустил две революции, проиграл две войны и потерял в итоге трон и собственную жизнь в придачу.

В результате проведенного BBC опроса, самым великим британцем был признан Черчилль. Карла I - нашего аналога Николая II - даже не было в списке; Генрих VIII - английский Сталин - занял сороковое место; Кромвель - наш Ленин - десятое, однако в среднем наши герои все же ближе к Эрику Моркамбу (Eric Morecambe), чем к Ивану Грозному (Эрик Моркамб (1926-1984), знаменитый английский комик - прим. пер.).

Впрочем, нетрудно назвать двух человек, которых популярность Сталина точно бы не удивила. Один из них - Владимир Путин, ныне верховный лидер родины имперского нефтеносного самодовольства, недавно введший новое пособие по истории для школьных учителей, в котором Сталин был назван 'наиболее успешным руководителем России двадцатого века' (так в тексте - прим. пер.) и выступал как нечто среднее между Бисмарком и Петром Великим - безусловно, он допускал некоторые 'эксцессы', но зато выиграл великую войну.

Вторым стал бы сам Сталин, любивший историю, и самостоятельно назначивший себя российским императором под предлогом того, что 'русским нужен царь'. Я держал в руках книгу из его библиотеки - биографию Ивана Грозного, на которой его рукой было написано 'учитель'. Он считал, что главная ошибка Ивана состояла в том, что тот убил слишком мало своих бояр.

Сталин предвидел, что русские простят ему пролитую кровь, если оценят его цели - построить социалистический рай, победить нацистских захватчиков, создать сверхдержаву, расширить империю. Этот опрос показывает, что он был прав. Поэтому он и требовал от кинорежиссера Эйзенштейна, снимавшего фильм про Ивана Грозного: 'Вы должны показать, почему он должен был быть жестоким'. В другой раз, в разговоре со своим приспешником он похвалил советскую модель государственного устройства за то, что она позволяет быстро достигать результатов - ценой крови. Ему также приписывается фраза: 'Смерть одного человека - трагедия, смерть миллионов - статистика'.

До 1956 года Сталину в СССР поклонялись. Хрущев (очень избирательно) разоблачил его преступления, придумав обманувшую многих западных левых интеллектуалов концепцию истории советского государства, при Ленине якобы бывшего достойным и благородным проектом, который исказил кровавый психопат. В 1991 году россияне были одновременно унижены распадом Советского Союза и шокированы архивными откровениями о его преступности. Ленин - занявший, согласно опросу, третье место - был разоблачен как безумный убийца и организатор террора. Весь режим в целом оказался построен на массовых убийствах.

Еще в 2000 году, когда Путин был только избран президентом, россияне страдали от унижения, бедности и незащищенности. Теперь они видят в Сталине своего рода грозное величие: он был завоевателем, который расширил пределы империи от Берлина до Улан-Батора, победил Гитлера, строил и мыслил в имперском стиле, провел индустриализацию и оставил после себя ядерную сверхдержаву. Для Запада он был кровавым чудовищем, но без сталинистской России мы бы проиграли Вторую мировую войну. Сталин понимал это, когда посол США Аверелл Гарриман (Averell Harriman) поздравил его со взятием Берлина, Сталин ответил: 'Царь Александр до Парижа дошел'. Сталин любил обводить трубкой на карте границы своей империи: 'Да, мы неплохо справились'.

Однако присутствие в списке Николая II его бы наверняка озадачило - впрочем, не только его, но и самого Николая. Если победит Сталин - это будет преступление; если Николай - фарс. Образы Николая и Александры стали незаслуженно популярны, благодаря их браку по любви, больному сыну и трагической смерти. Николай сейчас канонизируется Православной Церковью (так в тексте, на самом деле канонизирован в 2000 году - прим. пер.).

Однако Николай Второй не был романтическим неудачником: это был закоснелый автократ, убежденный расист, неумелый полководец, ярый антисемит, спонсировавший, организовывавший и финансировавший погромщиков из 'черных сотен' и казачества, убивших тысячи еврейских женщин и детей. При всей жестокости к беззащитным жертвам, к революционерам он был слишком снисходителен. Во время обеих своих неудачных войн - Русско-японской и Первой мировой - он проявил самоуверенность и некомпетентность. Александра была еще хуже: глупая, истеричная, склонная к самообману. Тем не менее, в последние годы Николай предоставил ей слишком большую власть. Находясь в руках у большевиков, и он, и Александра читали примитивную антисемитскую литературу. Более одаренный царь мог бы спасти страну от трагедии большевистского террора.

Россия - страна актуальной истории и свежей крови: в архивах можно практически ощутить ее запах на расстрельных списках. Правда здесь - ценная привилегия; а прошлое все еще окутано тайной. Взгляды россиян на историю двойственны и отдают амнезией: они признают, что убийства были 'ошибкой', но гордятся триумфами и размахом имперской мощи.

Кого бы выбрал я? Из политиков - Екатерину Великую и Потемкина. Из военных - Суворова и безжалостного маршала Жукова в память о 27 миллионах солдат, погибших в сражениях с Гитлером. Однако, на мой взгляд, величие России связано с ее искусством, а не с имперским прошлым - Толстой, Чайковский, Бабель, Пастернака. Потрясающий гений Пушкина заставляет меня все же проголосовать за него и выбрать его величайшим героем России.

И Сталина, и Николая Второго почитают не за то, кем они были. Николай, как ни парадоксально, новый символ мученичества для российских крестьян и горожан, пострадавший от рук большевиков, а не фанатичный, надменный и бездарный деспот. Сталин же больше не кровожадный сын грузинского сапожника и жестокий марксистский тиран, но 'Красный царь', величайший из всех императоров России. Однажды он займет свое место в учебниках рядом с Петром и Екатериной - как Сталин Великий.

Саймон Сибэг Монтефиоре - автор книг 'Молодой Сталин' ('Young Stalin') и 'Сашенька: роман о любви, семье, истории и искуплении в России 20-го века' ('Sashenka: a Novel of Love, Family, History and Redemption across 20th-Century Russia')

____________________________________________

Убийство царя должно послужить предупреждением: настал момент для вмешательства в российские дела ("The New York Times", США)

Дядюшка Джо борется за первое место с царем Николаем Вторым ("The Times", Великобритания)

Рейтинг 'великих россиян' грозит обернуться скандалом ("Postimees", Эстония)