Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русская рулетка: борьба олигархов за ТНК

За последние годы Кремль настойчиво добивался контроля над тем, что он считает ключевым национальными активами в нефтяном секторе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В пятницу Роберт Дадли упаковал чемоданы и приготовился покинуть Россию. Президент ТНК-ВР полагал, что власти выдворят его из страны, но они смягчились и позволили ему задержаться еще на 10 дней, пока решается вопрос о том, имеет ли он право работать на ее территории...

В пятницу Роберт Дадли (Robert Dudley) упаковал чемоданы и приготовился покинуть Россию. Президент ТНК-ВР полагал, что власти выдворят его из страны, но они смягчились и позволили ему задержаться еще на 10 дней, пока решается вопрос о том, имеет ли он право работать на ее территории.

Сложные игры вокруг визы Дадли стали очередным этапом борьбы между ВР и ее российскими партнерами за контроль над ТНК. На кону высокие ставки. Россия занимает второе после Саудовской Аравии место в мире, а ТНК - ее третий по величине актив. Для ВР это ключевой источник роста и прибылей - а ей, как и большинству западных компаний, необходимо и то, и другое.

ВР заключила соглашение о создании совместного предприятия на базе ТНК в 2003 году. Тогда это казалось частью общей тенденции к англо-российскому сотрудничеству. Однако за последний год отношения ухудшились, и теперь местные партнеры обвиняют ВР в ошибках менеджмента и в управлении компанией к выгоде самой ВР. Миллиардер Михаил Фридман - один из основных инвесторов ТНК - представил их позицию в своем интервью.

ВР называет эту критику абсурдной. Впрочем, как бы то ни было, за ней определенно скрывается нечто большее, нечто относящееся скорее к экономическому национализму, чем к прибылям акционеров. За последние годы Кремль настойчиво добивался контроля над тем, что он считает ключевым национальными активами в нефтяном секторе. После уничтожения 'ЮКОСа' и вытеснения Royal Dutch Shell с сахалинских месторождений газа, возможно, настала очередь ТНК.

ВР - большая и серьезная компания, и, когда она впервые пришла в Россию, она прекрасно понимала во что ввязывается. Спор вокруг ТНК вырос, по сути, из ссоры между ВР и Фридманом, которого британская компания обвинила в том, что он отобрал активы у другой нефтяной компании - 'СИДАНКО' - частично принадлежавшей ВР. По-видимому, в погоне за богатством ВР решилась лечь в постель с довольно сомнительными партнерами.

Тем не менее, в битве против государства она беззащитна. Если Кремль захочет забрать ТНК, он в конце концов ее заберет. Однако грубо попирать права ВР не в интересах самой России. Ей все еще требуются западные знания и деньги для развития собственной экономики, а преследование таких компаний как ВР может уменьшить готовность зарубежного бизнеса сотрудничать с Россией.

Джон Уэплс - редактор отдела бизнеса

______________________________________________

Надежда на тесное сотрудничество между Россией и Западом уже мертва ("The Guardian", Великобритания)

Стратегический триумф ВР, обернувшийся дорогой ловушкой ("The Financial Times", Великобритания)