Как только стороны официально договорились начать переговоры о разделе полномочий, президент Мугабе предупредил о недопустимости вмешательства извне. 'Приступая к программе переговоров о продвижении вперед ... мы будем делать это как зимбабвийцы ... вместе с Южной Африкой', - заявил он.
Прошло менее суток с момента подписания этого соглашения, которое состоялось в понедельник, а Евросоюз, демонстрируя острое понимание момента, уже договорился о расширении санкций против Зимбабве. Министры иностранных дел стран ЕС заявили о важности наращивания давления. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (Bernard Kouchner) в этой связи сказал: 'Санкции сыграли свою роль. Мы должны эту роль сохранить'.
Он очень сильно ошибся. Запад, и в частности, Британия и США, не могут понять одно: именно это давление позволяет Мугабе опровергать все прогнозы и оставаться у штурвала управления страной намного дольше предписанного срока.
Санкции, включая запреты на поездки членов руководства правящего режима и замораживание их зарубежных активов, закончились явным провалом. Большей части элиты удается их игнорировать. Мугабе по-прежнему у власти, а страна по-прежнему в руинах.
Долгие годы правящая партия ЗАНУ-ПФ неустанно твердит о том, что Морган Цвангираи (Morgan Tsvangirai) не более чем марионетка бывших империалистов. В условиях, когда товарные цены выросли до рекордных высот, многие люди верят, что Великобритания снова хочет прибрать к руках природные богатства Зимбабве, опередив в этом Китай. Мугабе много лет умело эксплуатирует такое чувство обеспокоенности. А Запад всегда наглядно демонстрировал свою услужливость в этом плане: он говорит громкие слова, грозит действиями и в то же время показывает свою очевидную неприязнь к заключению любых договоренностей, требуя только ухода из власти бывшего 'борца за свободу'. Поступая таким образом, он укрепляет позиции Мугабе и подрывает усилия тех сил в регионе, которые призывают его уйти.
Неспособность Запада извлечь уроки из прошлых ошибок и принять другую стратегию действий является главной причиной постоянных неудач его дипломатии, которые длятся уже три месяца - с самого начала кризиса в Зимбабве. Это привело к прямому унижению Совета Безопасности ООН десять дней назад, когда Россия и Китай наложили вето на резолюцию о введении жестких санкций против Хараре.
Это голосование в ООН стало также показателем начавшегося изменения в соотношении сил и влияния на континенте. Так, Британия очень медленно приходит к пониманию того, что она практически не в состоянии оказывать влияние на ход событий в своей бывшей колонии, если при этом ей не оказывают поддержку соседние государства.
Президент Мбеки, которого высмеивают за его 'тихую дипломатию' в отношении Зимбабве, ясно дал понять, что голосование в ООН по вопросу санкций еще больше затруднит проведение переговоров о создании правительства национального единства. Впоследствии он активно добивался (и добился таки) применения вето. Голосование также показало, насколько Африка сегодня важна для России и Китая, поскольку у обеих страны в последние годы там появились мощные коммерческие интересы.
Даже самые активные критики Зимбабве из числа ее соседей, такие как Замбия и Ботсвана, выступают за южноафриканский подход, не соглашаясь с истеричной шумихой Лондона и его европейских союзников под лозунгом 'Мугабе должен немедленно уйти'. Обозреватели утверждают, что у Цвангираи и его партии 'Движение за демократические перемены' (MDC) нет готовых ответов для решения существующих в стране проблем. Не менее важно и другое. Они знают, что подручные Мугабе из спецслужб согласятся на его отставку только в рамках более масштабного урегулирования всех вопросов путем переговоров. Пока слишком рано осуждать подходы и тактику действий Мбеки; ведь стоит взглянуть на меморандум о взаимопонимании, подписанный Мугабе и Цвангираи, и сразу становится ясно, сколь много ему удалось сделать.
В повестку переговоров включены вопросы новой конституции, утверждения равенства, национального возрождения, взаимодействия и единства. На церемонии подписания оппозиция ликовала, а Мугабе казался покорным и безропотным. 'Все соглашаются с тем, что когда переговоры закончатся, Мугабе во власти уже не будет ... если, конечно, ЕС и Гордон Браун не станут по-прежнему подстегивать события', - заявил один раздраженный дипломат из ЮАР.
________________________________________
Зимбабве на краю пропасти ("The New York Times", США)
Фиаско в ООН по проблеме Зимбабве - это повторение Ирака ("The Independent", Великобритания)
Санкции - это война трусливых ("The Sunday Times", Великобритания)