Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арест Караджича: последствия для Сербии и для ЕС

Радована Караджича арестовали правильно, но проблем с воссоединением Сербии с Европой все равно много

Арест Караджича: последствия для Сербии и для ЕС picture
Арест Караджича: последствия для Сербии и для ЕС picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приход к власти в Белграде прозападного правительства прошел в Евросоюзе почти незамеченным даже несмотря на то, что все прекрасно помнят, как в 1990-х годах сербские националисты отвернулись от Европы и погрузились в пучину ужаса боснийской войны. Но теперь, когда сербские власти арестовали Радована Караджича, можно быть уверенным, что Великобритания и ее партнеры будут уделять Сербии куда больше внимания

Comment is free...

Приход к власти в Белграде прозападного правительства прошел в Евросоюзе почти незамеченным даже несмотря на то, что все прекрасно помнят, как в 1990-х годах сербские националисты отвернулись от Европы и погрузились в пучину ужаса боснийской войны. Но теперь, когда сербские власти арестовали Радована Караджича, подозреваемого в совершении военных преступлений (и до сих пор неуловимого), можно быть уверенным, что Великобритания и ее партнеры будут уделять Сербии куда больше внимания.

С тех пор прошло уже много времени, однако Западная Европа до сих пор потрясена тем, какие жуткие конвульсии сотрясали балканский регион из-за мечты покойного Слободана Милошевича о 'великой Сербии'. Европейцы буквально отказывались верить, что на континент, отрезвленный (и очищенный) кошмарным наследием Второй мировой войны, вновь вернулись такие ужасы, как концентрационные лагеря, массовые изнасилования, этнические чистки и безжалостные убийства мирных граждан.

Эти события оставили глубокие раны - как на отношениях между государствами, так и в человеческих душах, - и, конечно, арест скрывавшегося лидера боснийских сербов - это важный шаг на пути к их излечению. Поимка Караджича благотворно скажется не только на общем процессе восстановления справедливости, которую столь долго и безуспешно ищут жертвы отгремевшей войны, но и на давно уже остающихся весьма прохладными отношениях между Сербией и ЕС.

Из-за своего нежелания или неспособности заниматься розыском особо опасных военных преступников (хотя боевые действия давным-давно окончены) сербское государство приобрело репутацию изгоя. Но теперь в Белграде к власти пришли люди, активно желающие сотрудничества и сумевшие наконец-то переступить через груз прошлого, - это президент Борис Тадич и премьер-министр Мирко Цветкович. На прошлой неделе официальный представитель Сербии сообщил газете The Guardian следующее:

'Ожидается, что новое правительство приложит значительные усилия к розыску этих лиц [имеются в виду Караджич и еще один обвиняемый, генерал Ратко Младич]. Будет проведена большая работа, даже несмотря на то, что многие в Белграде не считают Гаагский трибунал [специально созданный для расследования военных преступлений в бывшей Югославии] справедливым'.

Едва ли кто-то ожидал, что это случится так скоро. Как сообщается, Караджич был арестован в Белграде в пятницу.

Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана (Javier Solana) дал понять, что это событие имеет весьма большое значение в свете перспектив вступления Сербии в Евросоюз.

'Они доказали, что полностью готовы сотрудничать с ООН. Я приветствую это от всего сердца... Сегодня важный день в истории восстановления справедливости на Балканах', - заявил Солана.

Как ожидается, на сегодняшней встрече министров иностранных дел государств-членов Евросоюза будет сделано очередное заявление, в котором будет подчеркиваться желательность скорейшей подачи Белградом документов на вступление в альянс. Напомним, что в апреле сторонами уже было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве.

Сделав это замечание, Солана сразу же напомнил, что решены еще не все проблемы, - имелась в виду главным образом необходимость арестовать и Младича. Если за Караджичем, как представляется, уже довольно давно велось наблюдение (очевидно, в ожидании политического решения о его аресте), то местонахождение человека, несущего наибольшую ответственность за резню в Сребренице в июле 1995 года и множество других преступлений, остается тайной.

'Никто [в правительстве] не знает, где Младич, - честное слово', - заявил представитель Сербии. Однако к таким заявлениям многие относятся скептически. То, что по времени совпали такие события, как смена власти в Белграде и ослабление радикально-националистических настроений в стране, а также внезапный, как гром среди бела дня, арест скрывавшегося целых десять лет Караджича, едва ли может быть случайным. И похоже, что укрывающие Младича бывшие или нынешние сотрудники госбезопасности вместе с военщиной проигрывают в этой игре.

'Больше десяти лет Радован Караджич был живым воплощением безнаказанности, но теперь ему не удастся обвести правосудие вокруг пальца', - заявил Ричард Дикер (Richard Dicker), представитель организации Human Rights Watch. 'Ратко Младич до сих пор на свободе, это большая проблема... ЕС должен настаивать на выдаче его Сербией'.

Арест Караджича повлечет за собой существенные перемены. Так, теперь положение Гаагского трибунала выправится, ведь в последнее время его часто критикуют за медлительность и, якобы, необъективность. Недавно Россия выступила с призывом немедленно прекратить деятельность трибунала. Такая реакция была вызвана удовлетворением оправдательной апелляции по делу лидера боснийских мусульман Насера Орича, обвинявшегося в соучастии в убийствах сербов в 1990-х, а также освобождением бывшего лидера Армии освобождения Косово Рамуша Харадиная (Ramush Haradinaj).

Также арест Караджича самим своим фактом подкрепляет авторитет прочих систем международного правосудия, в частности, международного уголовного суда. На прошлой неделе президент Судана Омар аль-Башир был осужден за геноцид, на что в Африке отреагировали с пренебрежением, как на оскорбительный, но пустой и бессодержательный жест. Но сегодня утром оказалось, что отмахиваться от него не так уж и разумно. С другой стороны, Караджича задержали не представители НАТО или иной международной организации, а сами сербы. Если уж бороться за справедливость, то начинать нужно с самих себя.

Проблемы, связанные с воссоединением Сербии с Европой по-прежнему представляются трудноразрешимыми. Главным фокусом разногласий является проблема будущего статуса Косово, одной из провинций Сербии, которая в этом году объявила о своей независимости при поддержке ЕС и США. Реформаторы в Белграде настаивают на том, что 'никогда' не признают Косово в качестве независимого государства. Европейские же дипломаты и политики настаивают, что без этого Сербию в Европу не пустят.

Следующим шагом Белграда станет запланированный на сентябрь запрос резолюции Генеральной ассамблеи ООН и обращение в международный суд по вопросу легитимности объявления независимости Косово. По словам сербского представителя, Сербию есть кому поддержать, ведь Косово признали только 43 страны из 192.

Арест Караджича и общее возвращение к респектабельному поведению могут лишь подстегнуть международное сообщество к поддержке Сербии по косовскому вопросу. Чем лучше сербы будут себя вести, тем более вероятен пересмотр раздела суверенной территории Сербии, решения крайне необычного и, возможно, бесперспективного и дестабилизирующего. Вот этот хитрый расчет и стоял, вероятно, за сенсационным арестом Радована Караджича.

___________________________________________

Ричард Холбрук: Лицо зла ("The Washington Post", США)

Джон Лафлэнд: Арест Радована Караджича ("РИА Новости", Россия)

Мрачная тень истории ("Postimees", Эстония)