Он похож на некий гибрид Санта-Клауса и гуру Нового века. Он называет себя целителем нетрадиционной медицины. Однако против арестованного в Сербии в понедельник Радована Караджича (Radovan Karadzic) выдвинуты обвинения в совершении военных преступлений, в геноциде и в преступлениях против человечности.
Для тех, кто знает его историю, бывший президент "Республики Сербской" и один из главных организаторов жестокой боснийской войны Караджич является тем человеком, который вернул в Европу концентрационные лагеря и приказал устроить самую кровавую резню со времен Второй мировой войны (в 1995 году войска боснийских сербов уничтожили под Сребреницей более 7000 безоружных мужчин и мальчиков из числа мусульман). С одобрения Караджича пытки и голод стали обычным способом контроля над заключенными, организованные массовые изнасилования превратились в зрелищное спортивное мероприятие, а снайперам во время осады Сараево было разрешено стрелять по детям.
Арестовать Караджича следовало уже давно. Международный гаагский трибунал ООН по бывшей Югославии выдвинул против него обвинения 13 лет назад, но он все это время находился в бегах, особо не скрываясь, поскольку находился под защитой сербских властей. В какой-то момент Караджич даже отказался от своей мощной охраны. Он просто сменил известную многим пышную прическу на мягкую седую бороду, занялся иглоукалыванием и нетрадиционной медициной и открыл медицинскую практику, став целителем Нового века.
Все понимают, какая здесь скрывается насмешка. Человека обвиняют в самых страшных преступлениях, когда-либо изобретенных злым человеческим гением, а он называет себя "целителем".
Но это не должно вызывать у нас удивления. Организаторы жестоких злодеяний всегда говорили об исцелении и очищении. Подобно врачу, очищающему организм пациента от токсинов, Сталин воображал, будто его чистки избавят советскую политику от опасного внутреннего разложения. Гитлер считал евреев "раком на груди Германии" и был убежден, что для восстановления здоровья арийской нации евреев просто необходимо уничтожить.
Пол Пот хотел "очистить" камбоджийское общество, уничтожая всех инфицированных западной заразой так же беспощадно, как врач расправляется с инфекцией. В Руанде организаторы геноцида из лагеря хуту высмеивали тутси, называя их "тараканами", распространителями грязи и болезней, которых необходимо уничтожать в интересах здоровья общества. Для Караджича видимо тоже не существовало разницы между истреблением и исцелением, поскольку одно было крайне важно для обеспечения второго.
Можно с циничной усмешкой проигнорировать все эти примеры. Караджич и другие организаторы зверских злодеяний могут метафорически говорить об исцелении. Но разве способны они по-настоящему поверить в то, что убийство и исцеление - вещи сопоставимые?
Я думаю, что могут. Все имеющиеся у нас свидетельства говорят о том, что человек обладает выдающимися способностями для самообмана. Человек одинок в мире животных, и он привык рассказывать истории. Истории эти мы рассказываем и самим себе, и остальным. Мы постоянно обманываем себя бесчисленными уловками, заставляя самих себя поверить в то, что плохие поступки других действительно плохи, а наши собственные - необходимы, малозначимы и простительны нам. А может быть, они вовсе и не так плохи.
Психологи из Северо-восточного университета Пьеркарло Вальдесоло (Piercarlo Valdesolo) и Дэвид Дестено (David DeSteno) провели недавно исследование, в ходе которого выяснилась одна любопытная деталь. Участников эксперимента просили дать задание себе и незнакомым людям. В итоге почти все ставили самим себе легкие задачи, а другим людям, которых они не знали, давали задания менее приятные. Когда этих людей спрашивали, справедливы ли их поступки, они быстро находили самые убедительные доводы в оправдание своих действий по постановке неприятных задач незнакомцам. Но как только эти люди видели, что то же самое делают другие, они сразу начинали осуждать такое эгоистичное поведение.
Если посмотреть на нас внимательно, под микроскопом, то окажется, что большинство из нас не так уж и сильно отличается от Караджича и прочих убийц, прикрывающих свои злодеяния успокаивающей риторикой об исцелении. Все мы в душе лицемеры, готовые верить в свои собственные оправдания тех безнравственных поступков, которые хотим совершить.
Из этого можно извлечь один удручающий урок. Высокопарная риторика - даже слова об исцелении, щедрости и сострадании - действительно способна замаскировать истинную природу дурных поступков (даже от тех, кто такие поступки совершает). Нам, как воюющей нации, следует запомнить этот урок.
Но в этом мире социальной психологии можно найти также интригующие и, возможно, хорошие новости. Вальдесоло и Дестено выяснили, что когда участников экспериментов просили оценивать, насколько справедливо и честно их собственное эгоистичное поведение, и одновременно с этим выполнять сложные умственные задачи (запоминать длинные ряды чисел), они давали себе более жесткие и резкие оценки. Вальдесоло и Дестено пришли к следующему выводу. Похоже, что когда человек задействует часть своего познавательного потенциала, выполняя трудную задачу, у него просто не хватает мыслительных способностей, чтобы продолжать с успехом обманывать себя.
В конце концов, в этом и есть, наверное, повод для оптимизма. Если лицемерие возникает и существует благодаря умственным усилиям, то мы (в том числе, даже самые ужасные лицемеры) способны со временем отучиться от дурного поведения.
____________________________________
Караджич и уроки войны ("The International Herald Tribune", США)
Экстрадиция Караджича в Гаагу - это не правосудие, это бартерная сделка ("The Guardian", Великобритания)
Ричард Холбрук: Лицо зла ("The Washington Post", США)