Соединенные Штаты Америки и Россия сегодня не соглашаются ни по одному вопросу. Но возможно, уже скоро им придется смотреть друг другу глаза в глаза, поскольку на этой неделе появились сообщения о том, что российские бомбардировщики будут вскоре базироваться на Кубе, если Соединенные Штаты продолжат реализацию планов развертывания своих ракет-перехватчиков системы ПРО в Восточной Европе. Комментаторы и обозреватели говорят о начале новой 'холодной войны' вот уже несколько месяцев, но неужели мы действительно подходим к ней?
В середине июля госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) побывала в бывшей советской республике Грузии, чтобы поддержать с энтузиазмом смотрящее в сторону Запада правительство этой страны. Оно оказалось под мощным обстрелом российских угроз из-за своего стремления вступить в НАТО и обуздать поддерживаемых Москвой сепаратистов, которые действуют на территории Грузии.
Вопреки надеждам на новые начинания, президент России Дмитрий Медведев продолжает линию своего предшественника на срыв устремлений и планов США. Так, совсем недавно он сорвал принятие ранее согласованных санкций ООН против Зимбабве. Эти действия осуществляются в контексте призывов Медведева, прозвучавших в этом месяце накануне саммита 'большой восьмерки'. Он предложил вывести мировой экономический порядок из-под влияния слабеющего американского гегемона. Мировая финансовая система, заявил он, не может зависеть 'только от одной валюты и только от одной страны'.
Вот такие разговоры ведет сегодня Россия - феникс, возродившийся из пепла 90-х, когда бывшая советская империя погрузилась в хаос из-за действий грабительского капитализма и испытывала стыд из-за неэффективного руководства зачастую пьяного президента Бориса Ельцина. Та Россия, которую за последние восемь лет возродил бывший агент КГБ Владимир Путин, полагается на огромное энергосырьевое богатство своих территорий и на экспорт вооружений.
Самоуверенный и все более напористый Кремль в последнее время пытается уменьшить влияние Запада в своем евразийском окружении. Но он также стремится оказывать воздействие и на более удаленные территории, демонстрируя притязания на Северный полюс и возобновляя полеты дальней ядерной авиации в районы острова Гуам и Шотландии - полностью в духе 'холодной войны'.
После того, как Буш заглянул в душу Путина и не нашел там ничего опасного, американский президент старается игнорировать провокации Москвы или пытается им противостоять без лишней шумихи. Джон Маккейн (John McCain) однако сказал, что будет добиваться изгнания России из 'большой восьмерки'. А Барак Обама (Barack Obama) не раз уже намекал, что будет проводить более жесткую линию в вопросах соблюдения прав человека в России и в проблемах внешней политики. В любом случае, возникновение тревожных моментов в американо-российских отношениях - от продажи Москвой Ирану зенитно-ракетных комплексов до усиления контроля Кремля над поставками энергоресурсов в Европу - вызывает необходимость новых подходов со стороны следующей администрации.
Несмотря на все это, мы, возможно, приближаемся к важному прорыву. Российский представитель в НАТО Дмитрий Рогозин обычно жестко критикует североатлантический альянс за попытки окружения России. Однако в этом месяце он спокойно заметил, что в сентябре Медведев выступит с инициативой о новом механизме безопасности 'от Ванкувера до Владивостока'.
В детали он не вдавался, но похоже, что Москва попытается начать с Западом крупный торг: трансконтинентальное сотрудничество в сфере безопасности в обмен на российскую сферу влияния в бывшей советской Евразии.
Это может означать, что Соединенным Штатам придется бросить демократическую Грузию, вставшую на путь реформ Украину, а также богатые энергоресурсами страны каспийского региона, отдав их под влияние России. НАТО и Евросоюзу придется остановить свое расширение и процесс укрепления мира, процветания и развития ответственного государственного управления, который начинается вместе с таким расширением. Если цель России состоит в этом, то от такого амбициозного соглашения пользы мало.
Но если США и Европа сумеют добиться от Москвы заключения такого соглашения, которое служит интересам обеих сторон, то тогда дивиденды могут оказаться существенными. Если Россия будет на стороне Запада в решении таких проблем как Иран, Северная Корея, международный терроризм, изменения климата и энергетическая безопасность, то это во многом облегчит жизнь новой администрации, которая наверняка будет слишком занята решением многочисленных проблем, чтобы заниматься вдобавок новой 'холодной войной'.
Александрос Петерсен - консультант по вопросам политики Института стратегических исследований (the Institute for Strategic Studies) (Брюссель), внештатный сотрудник российской и евразийской программы Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) (Вашингтон)
____________________________________
Россия усиливает напор: Вашингтон на грани нокдауна ("Asia Times", Гонконг)
Новый (и старый) план России ("The Boston Globe", США)
Ошибки в отношении России ("The International Herald Tribune", США)