Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель civilizaciokapcsolat, за что мы ему крайне признательны
__________________________________________________
Лидеры ЕС, США и ООН не устают подчеркивать, насколько великим историческим событием является арест Караджича. Только российская дипломатия недовольна. Арестованного в течение нескольких суток экстрадируют в Гаагу, судебное решение вынесут не ранее чем через год.
Мировые лидеры один за другим выражают удовлетворение задержанием Радована Караджича, бывшего лидера боснийских сербов. Министры иностранных дел по очереди поздравляют сербское правительство, а комиссар по расширению Олли Рен уже говорит о том, что скоро будет подписано новое торговое соглашение с Сербией.
Давление ЕС имело большое значение, это признал в интервью ВВС сербский министр иностранных дел Вук Еремич, который высказался так: 'Арест Караджича выражает абсолютное желание Сербии стать членом ЕС'. ЕС увязывал переговоры с поимкой Караджича и еще скрывающегося Ратко Младича.
По мнению сербской прокуратуры, Караджича уже в конце этой недели, но самое позднее на следующей экстрадируют в Гаагу. Адвокат Караджича уже заявил, что подал апелляцию на решение о выдаче, поэтому связанные с этим процедуры могут задержать отправку арестованного на несколько дней.
ЕС удалось, наконец, при помощи 'мягкой дипломатии' достичь серьезного результата, поэтому европейские руководители отчасти празднуют и свою победу. Для ЕС в больших международных конфликтах характерна такая стратегия, чтобы вместо угроз и демонстрации силы оказывать влияние на события разными позитивными сигналами. На последних президентских выборах, например, сербам в случае победы прозападных политических сил была обещана возможность бесплатных шенгенских виз.
В рядах празднующих европейцев только голландское правительство проявляет осторожную умеренность. Голландцы уже и бесплатные визы увязывали с поимкой Караджича, а министр по европейским делам заявил, что пока главный Гаагский прокурор, расследующий преступления гражданской войны на территории Югославии, не определит, что сербские власти сотрудничают в полном объеме, до тех пор будут ветировать планируемые соглашения по свободной торговле.
Министры иностранных дел ЕС соберутся самое раннее в сентябре, тогда по свободной торговле и примут решение.
Задержание Караджича приветствовали МИД США и генсек ООН. В вашингтонском заявлении подчеркнули, что событие произошло через несколько дней после 13-ой годовщины резни в Сребренице.
Только российская дипломатия проявляет недовольство. МИД России заявил, что Гаагский трибунал небеспристрастен, его надо расформировать, и вместо него создать такой суд, куда были бы делегированы представители всех бывших югославских республик. По мнению представителя России при НАТО, перед судом должны предстать и западные руководители, принимавшие решения о бомбардировках Сербии, то есть рядом с Караджичем на скамье подсудимых желательно видеть и Билла Клинтона.
Друг за другом дают комментарии и бывшие представители Запада в переговорах по балканскому урегулированию. Карл Бильдт, нынешний министр иностранных дел Швеции, во время войны на Балканах представлял ЕС. Коротко он отреагировал так: 'Поздно, поздно, поздно, но хорошо, хорошо, хорошо'. А Ричард Холбрук, бывший спецпредставитель президента Клинтона по балканскому урегулированию, написал в среду статью в The Washington Post с воспоминаниями о единственной встрече с Караджичем.
Холбрук удивился глазам Караджича
Американский политик пишет, что во время войны избегал личных встреч с Караджичем, считая его виновным за кровопролитие, равно как и за смерть трех коллег-дипломатов. Но, в конце концов, под давлением Милошевича согласился, чтобы Младич и Караджич присутствовали на переговорах в Белграде, это была их единственная встреча. Тогда США уже крепко вмешивались в ход войны, было видно, что сербы долго не продержатся. В пять часов вечера на Мерседесе прибыл Караджич, которого Холбрук описал как долговязого, с крепкой челюстью и неожиданно кроткими глазами мужчину. Караджич подал руку, но Холбрук отверг рукопожатие.
В первой половине переговоров Караджич все время сидел тихо. Но когда Холбрук сказал, что главным условием прекращения американских бомбардировок является снятие осады Сараево, Караджич импульсивно встал и заговорил на английском, что не допустит такого унижения своего народа. Грозился, что свяжется с американским экс-президентом Джимми Картером, который также пытался посредничать в переговорах, и хотел покинуть переговорный зал. Согласно своим воспоминаниям, Холбрук тогда в первый и последний раз обратился к Караджичу и предупредил, что он работает на Клинтона, а не на Картера, поэтому звонить бессмысленно, только еще интенсивнее будут бомбить сербов, если те не отступят от Сараево.
Милошевич тогда шепнул несколько слов по-сербски Караджичу, и тот сел обратно за стол. К утру после 10-часовых переговоров договорились о приостановке осады Сараево. На другой день открыли сараевский аэропорт, а спустя два месяца в Дейтоне подписали мирный договор.
____________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - civilizaciokapcsolat
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
__________________________________________
Караджич и уроки войны ("The International Herald Tribune", США)
Караджич: финал ("The Financial Times", Великобритания)
Ричард Холбрук: Лицо зла ("The Washington Post", США)