Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что общего у Буша и Бэтмена

Подобно Бушу, Бэтмен вынужден порой, в чрезвычайной ситуации, переступать через границы гражданских прав

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Жалобный крик о помощи оглашает улицы города, наполненного страхом и насилием. Луч света прорезает ночную тьму, и поверх бегущих облаков виден силуэт летучей мыши. Стоп. Минуту, это не летучая мышь. Попробуем-ка обвести силуэт пальцем... Так-так-так! Это же буква W!

Жалобный крик о помощи оглашает улицы города, наполненного страхом и насилием. Луч света прорезает ночную тьму, и поверх бегущих облаков виден силуэт летучей мыши. Стоп. Минуту, это не летучая мышь. Попробуем-ка обвести силуэт пальцем... Так-так-так! Это же буква W! (Дабл-ю, или Дабья - прозвище президента США Джорджа Буша-младшего - прим. пер.)

Думаю, фильм о Бэтмене 'Темный рыцарь', что бьет сейчас все возможные рекорды кассовых сборов, в каком-то смысле является хвалебной песнью в адрес президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), его стойкости и отваги, проявленной в тяжелую годину войны и террора. Подобно Бушу, Бэтмена презирают и поносят за то, что он борется с террористами, применяя единственные понятные им методы. Подобно Бушу, Бэтмен вынужден порой, в чрезвычайной ситуации, переступать через границы гражданских прав - ведь нет сомнений в том, что, когда чрезвычайная ситуация разрешится, будут восстановлены и права.

Наконец, подобно Бушу, Бэтмен понимает, что между свободным обществом, где люди иногда делают неправильный выбор, и бандой преступников, жаждущих лишь разрушения, нет и не может быть никакого равенства. Свободу надо пестовать даже в трудные для нее дни, а преступников надо отправлять прямиком в ад.

'Темный рыцарь' - это фильм о войне с терроризмом, снятый консерваторами. Подобно аналогичному фильму 'Триста спартанцев', выпущенному в прошлом году, он привлекает зрителей тем, что показывает те ценности и те нужды, которые администрация Буша и хотела бы показать, но не может, хоть коврижки ей предлагай.

А фильмы о войне с терроризмом левой направленности - 'В долине Эла', 'Версия', 'Без цензуры' и прочие - по разрушительной силе не уступают бомбам, сброшенным в ходе операции 'Шок и трепет'. В них пропагандируется моральный релятивизм, не осуждаются сдающиеся, не отдается дань уважения военным и их долгу; их авторы, похоже, просто не способны отличить Америку от исламофашизма.

Почему, однако, левые свободно снимают реалистичные фильмы, а правые консерваторы из Голливуда маскируют свои идеи? Как так получилось, что консерваторы и их ценности, нужные нам для нашей же мирной жизни, можно видеть только в фильмах, снятых на сюжеты из области фэнтези или по мотивам комиксов? Вспомним 'Триста спартанцев', вспомним тот же 'Властелин колец', те же 'Хроники Нарнии', 'Человек-паук-3', а теперь и 'Темный рыцарь'.

Как только современный режиссер решает снять реалистичный фильм о проблеме исламского терроризма, эти ценности тут же куда-то пропадают. Положительные герои вдруг перестают отличаться от отрицательных, и кончается тем, что мы черним и порочим тех, кто нас спасает. Зачем это?

Ответы на поставленные вопросы, как мне кажется, можно найти в сюжете фильма 'Темный рыцарь'. Правое дело - тяжелое дело, а говорить правду опасно. Кого-то ненавидели за правду, кого-то за нее убивали. Одного даже распяли на кресте.

Левые часто жалуются, что, дескать, мораль правых страдают упрощенностью. Мораль - дело сложное, говорят левые, запутанное, полное нюансов. Конечно, они заблуждаются и противоречат сами себе.

Вне зависимости от политических убеждений, каждый американец знает, что свобода лучше рабства, любовь лучше ненависти, доброта лучше жестокости, терпимость лучше снобизма. Мы не всегда можем объяснить, почему это понятно, и все же неким таинственным образом это всегда бывает понятно.

Дело становится запутанным лишь тогда, когда наши ценности приходится защищать в другом мире, в мире, где их разделяют не все, в мире, где ради защиты терпимости надо стать нетерпимым, где ради защиты добра нужно стать злым, где чтобы защитить то, что ты любишь, приходится учиться ненавидеть.

И когда появляются герои, готовые взять на себя эту нелегкую миссию, остальным невольно хочется отвернуться от них и обругать, просто чтобы почувствовать себя праведными. Мы готовы проклинать и преследовать жестокосердного солдата и сурового допросчика только ради того, чтобы самим выступать в роли этаких эталонов тех самых ценностей, которые и защищают солдат и допросчик. Как сказал комиссар Гордон, сыгранный актером Гари Олдманом (Gary Oldman), 'ему надо убегать - потому что нам надо за ним гнаться'. Имелся в виду, конечно, всеми ненавидимый, преследуемый Бэтмен.

В этом и заключается настоящая сложность морали. И лишь когда наши режиссеры будут готовы говорить, что: иногда нужно убивать ради спасения жизней; иногда во имя сохранения ценностей нужно поступать наперекор этим ценностям; и что, пока кинозвезды нежатся в ярких лучах славы и преклонения, настоящим героям подчас приходится уходить в тень сгорбившись, под всеобщим презрением - вот тогда и только тогда мы сможем отдать должное президенту Бушу и начать снимать хорошие, настоящие фильмы о войне с терроризмом.

Наверное, лишь в тот день голливудские консерваторы смогут снять маски и говорить при свете дня, четко и ясно.

___________________________

Америка в унынии ("The Economist", Великобритания)

Пентагон создает свою 'Матрицу' ("The Wall Street Journal", США)

'Аль-Каиду' в ангелы, Буша и его команду в демоны ("The Wall Street Journal", США)