Российское агентство международной информации РИА Новости устроило 17 июля видеомост под эпатажным заглавием 'Кто кого морил голодом в 1930-е годы?'. В рамках видеомоста была представлена новая книга Виктора Кондрашина 'Голод 1932-1933 гг.: трагедия русского села'. В Москве в видеомосте участвовали доцент МГУ Г. Бордюгов, профессор Пензенского университета В. Кондрашин, заместитель декана исторического факультета МГУ О. Власов и издатель книги, которую презентовали, генеральный директор издательства РОССПЕН А. Сорокин. В Киеве с ними общались политолог В. Малинкович и я.
Откровенно скажу, что на этот раз не хотел комментировать ход дискуссии. Сколько уже было встреч с русскими учеными, кинодокументалистами, тележурналистами, а результат тот же: слушают, но не слышат. Взяться за перо заставила публикация российской газеты 'Взгляд' под заглавием 'Кто ответит за Голодомор?'. Журналист присутствовал на проекте и делился впечатлениями с читателями. Меня не удивляет и не обижает презрительный стиль этого журналиста, которым окрашено изложение моих ответов, ведь между нами нет ничего личного. Есть только затянувшаяся на три четверти века проблема, которая вдруг стала актуальной. Поэтому хотелось бы поделиться с украинскими читателями своими впечатлениями об этой статье, видеомост и книгу В.В. Кондрашина. Именно с украинскими читателями, потому что многие из них следуют таким же взглядам, как газета с дорогим для меня названием 'Взгляд'. Как известно, так называлась телепрограмма времен горбачовской 'перестройки'.
С нашими собеседниками в Москве было приятно разговаривать. Это образованные люди, которые умеют вести дискуссию и много знают. Самый старший из них В. Кондрашин младше меня на четверть века. С генеральным директором 'Российской политической энциклопедии' я не знаком, но книги этого издательства - на почетном месте в моей библиотеке. Недавно завершилась публикация черновых протокольных записей заседаний, стенограмм и постановлений президиума ЦК КПСС за 1954 - 1964 гг. Уникальное издание дает представления о том, что думали вожди, как относились к событиям, как руководили нами. Три тома, и в каждом - свыше тысячи страниц!
Но почему организаторы видеомоста придумали такое название для дискуссии? Почему газета 'Взгляд' свой отчет опубликовала под другим, еще более точным названием: 'Кто ответит за Голодомор?' Эти названия свидетельствуют, насколько близко к сердцу граждане России принимают такие события, как признание Верховной Радой Украины Голодомора геноцидом и желание Президента Украины добиться поддержки этого решения международной общественностью. Им кажется, что такая квалификация украинской трагедии будет означать обвинение современной России и российского народа в геноциде. Это совсем не мой вывод, в ходе дискуссии он был сформулирован российской стороной. Убеждая самих себя в этом, они пылают гневом, потому что твердо уверены в том, что Голодомор - это общая трагедия всех народов бывшего Советского Союза. И гнев этот находит выход в подзаголовке газеты 'Взгляд': 'Украинские идеологи проводят 'ювелирную работу', фальсифицируя историю Голодомора'.
Слова 'ювелирная работа' взято в кавычки, потому что они мои. Когда мне предоставили слово, я сказал, что украинские ученые проводят ювелирную работу, чтобы обнаружить тщательно замаскированный под хлебозаготовку террор голодом в УССР и на Кубани. Хотелось доказать, что мы по-разному понимаем предмет дискуссии. К определенному моменту на Украине был такой же, то есть вызванный конфискацией зерна, голод, как и в других регионах СССР. Но в январе 1933 года начался другой голод, имя которому - Голодомор. Его причина была совсем другой: конфискация любых продовольственных запасов, отложенных крестьянами до нового урожая. Во время Голодомора люди так же умирали от голода, как в других регионах, но в несопоставимо больших количествах.
В России подобного не было, и не нужно это отрицать, называя регионы с не меньшей смертностью от голода в составе Российской Федерации - Казахстан и Кубань. Казахский голодомор оказался даже более тяжелым, нежели украинский, но там не было намерения уничтожать людей, о людях вообще не думали, осуществляя неграмотную социально-экономическую политику.
Другое дело - УССР и Кубань, где людей намеренно поставили в положение, когда нельзя было выжить, и физическое выживание в дальнейшем зависело от того, как их будет спасать государство от неминуемой голодной смерти, и будет ли спасать вообще. Кубань - это русский регион, никто этого оспаривать не может, но нужно знать историю. По переписи 1926 года две трети населения Кубани составляли украинцы, в 20-е годы руководство УССР дважды обращалось в Кремль с просьбой присоединить этот округ Украины, а в начале 30-х половина (!) регионов Северного Кавказа была украинизирована. Этот факт мы находим в том самом постановлении ЦК ВКП(б) и РНК СССР от 14 декабря 1932 года, которое объявило 'петлюровской' украинизацию Кубани и других населенных украинцами районов Южнокавказского края российской Федерации. Руководство СССР приказывало местным администрациям и средствам массовой информации перейти на русский язык 'как более понятный для кубанцев'.
Чтобы раскрыть сталинское преступление, чтобы обнаружить все средства маскировки гибели миллионов людей на фоне голодных смертей десятков тысяч людей в других регионах европейской части СССР, нужно было провести действительно ювелирную работу. Слишком квалифицированными в укрывательстве преступления оказались палачи украинского народа. Не стоит забывать и того, что Сталин не пожелал оставить живыми и непосредственных организаторов истребительной акции ('сокрушительного удара' - как он высказывался). Жизнь сохранили только наиболее приближенным к нему лицам - Кагановичу и Молотову. Оба оставили воспоминания (Молотов - в форме бесед с писателем Ф. Чуевым, которые тайно записал на пленку). Но в воспоминаниях нет упоминания об Украине. Даже о ходе коллективизации в СССР эти палачи рассказывали неохотно.
Моей аргументации не услышали, да и что можно за пять минут сказать... Но не услышал ее и В. Кондрашин, у которого уже целый год находится моя книга, изданная на русском языке в 'Библиотеке газеты 'День' - 'Почему ОН НАС УНИЧТОЖАЛ (Сталин и украинский Голодомор)'. Опять он начал говорить о том, что гибель миллионов людей на Украине объяснялась конфискацией хлеба. Мол, хлеб на Украине и на Кубани особенно интересовал государство, потому что оно из этих регионов брало от 80 до 90 процентов экспортного хлеба.
В общем итоге дискуссии российская сторона пришла к таким заключениям: о геноциде не может быть и речи; не нужно использовать это определение для продвижения 'украинской идеи'; Голодомор - это общая трагедия всех народов бывшего Советского Союза.
'Сталинские репрессии не имели национальной окраски, от них пострадали все народы в одинаковой степени!' - такое утверждение я впервые услышал в 1995 году, когда в Торонто собрались со всего мира специалисты по демографической истории Советского Союза. Понятно, что русская делегация была наиболее численной. Разными способами она в один голос повторяла такое утверждение. Потом приходилось это слышать постоянно.
Но ведь наши оппоненты - хорошие специалисты. Они отлично знают, что Кремль всегда имел свою национальную политику, а главным методом государственного управления в сталинскую эпоху был массовый террор. Из этих двух утверждений явно вытекает третье: террор не мог не быть национально окрашенным. А конкретные факты убедительно подтверждают это теоретическое умозаключение.
Почему-то в ходе видеомоста мое утверждение о том, что Украина находилась в эпицентре сталинского террора, приняли в штыки. Поэтому не буду касаться украинцев, вспомним о последних месяцах жизни Сталина, когда он готовился к выселению всех евреев на берега Амура. Есть сотни документов на эту тему, и все они опубликованы. А чеченцы, крымские татары, немцы? Так для чего же нужно отрицать недискутабельные вещи? Разве Сталин отождествляется с партией, миллион членов которой он репрессировал? Тем более - с Россией, с российским народом? Как будет выглядеть русская интеллигенция, русское правительство, в конце концов, если такое отождествление будет иметь место? Кому это нужно?
Не остается времени подробно характеризовать новую книгу Виктора Кондрашина, скажу только несколько слов. Это большое исследование (более 500 страниц), насыщенное колоссальным количеством фактов. Фактическая сторона дела - сильнейшая особенность книги. Но подход автора к интерпретации фактов заставляет дискутировать. Не могу согласиться, в частности, с таким утверждением: 'В этой книге мы попытаемся рассмотреть события не только в рамках внутреннего развития страны, но и в контексте геополитического давления на СССР империалистических стран' (стр. 7). Неужели страна, в которой все мы родились и прожили значительную часть жизни, была белой и пушистой, а немцы с англичанами и американцами - империалистами? И потом: книга все-таки о голоде, поэтому зачем обременять нашим голодом американцев? Кстати, почти никто у нас не знает, к сожалению, что Американская администрация помощи (АРА) спасла на Украине в 1922-1923 гг. сотни тысяч голодающих. Я уже пару десятков лет ищу спонсоров для подготовки документального сборника об АРА на Украине, и не могу найти.
Соглашаюсь с тем, что голод 1932-1933 гг., Великий террор (для рос. Большой террор), колоссальные человеческие потери в годы Второй мировой войны (около трех десятков миллионов лиц, на Украине - до 10 млн.) - это ужасные вещи. Но не соглашаюсь с конечным выводом В. Кондрашина: 'В итоге все это трагически сказалось на судьбе Советского Союза - величайшей державы XX века и Коммунистической идеологии, на протяжении многих веков будоражившей лучшие умы человечества' (стр. 7).
Ожидаю окончательных результатов голосования в проекте 'Имя России'. Вдруг Сталин действительно превратится в 'великого россиянина'? Неужели наша историческая память, какая бы растрепанная она не была, настолько отличается от памяти тех, кто голосует за Сталина в России?
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ - профессор
_________________________________________________
Видеомост Москва - Киев: кто кого морил голодом в 30-е годы? ("РИА Новости", Россия)
Монополия палачей на забвение миллионов жертв коммунизма? ("ИноСМИ", Россия)
Последствия советского голода ("The Washington Post", США)
Причины голода 1933 года в Украине по страницам одной подзабытой книги ("Зеркало Недели", Украина)
Почему Сталин нас уничтожал? ("День", Украина)