Войны между Россией и Грузией можно избежать, если Запад выступит совместно в поддержку Тбилиси, а грузинские лидеры предпримут меры по урегулированию нынешнего кризиса и заложат основу для будущих переговоров. Соединенные Штаты Америки должны возглавить международные усилия по достижению мирного результата. Спираль смертоносного насилия не только приведет к срыву поставок энергоресурсов в страны Европы и Азии. Через поддерживаемый Москвой самопровозглашенный регион Грузии Абхазию Россия бросает стратегический вызов Соединенным Штатам, который Америка не имеет права проигнорировать.
В ответ на российские провокации президент Грузии Михаил Саакашвили может развеять утверждения о своей вспыльчивости и опрометчивости, поступив как настоящий государственный деятель. Он сумеет снизить напряженность, если пообещает, что Грузия не применит силу против Абхазии. Он должен предложить лидерам Абхазии совместно взять на себя обязательство о неприменении силы и открыть пограничные переходы для мирного населения на границе с республикой. В то же время, ему следует подкрепить свое предложение о 'неограниченной автономии' для Абхазии изложением конкретной схемы разделения власти и полномочий, нацеленной на защиту и продвижение абхазских интересов, включая международные гарантии безопасности.
Россия также должна сделать шаг назад от края пропасти. В этих целях США и их главные европейские союзники обязаны признать, что сложившаяся ситуация слишком опасна, чтобы ее игнорировать. Они могут открыто осудить недавние действия России и призвать ее отменить свое решение об установлении правовых отношений с Абхазией и Южной Осетией. Они могут убедить ее вывести введенные недавно дополнительные силы 'миротворцев', которые имеют на вооружении наступательное оружие. Западные страны должны публично подтвердить, что признание Абхазии, ее фактическая аннексия или военные действия представляют собой ту красную черту, которую Россия переступать не должна.
Они должны также открыто изложить те карательные санкции, которые будут применены против России, если она пересечет эту красную линию. Например, Европейский Союз может приостановить переговоры с Россией по соглашению о партнерстве и сотрудничестве, отменить облегченный визовый режим для россиян и ввести санкции против тех российских компаний, которые инвестируют средства в Абхазию.
НАТО также должна ясно заявить о своей поддержке Грузии, включив в повестку дня своей очередной встречи министров план действий по членству Грузии. Альянс также должен начать воздушное патрулирование в небе над Грузией (как это было в Литве в 2002 году).
И наконец, российское государство не может быть посредником, являясь участником конфликта. Если Москва будет упорствовать, США должны выйти из 'группы друзей', в которой Россия играет роль посредника, и создать контактную группу в составе государств, доброжелательно относящихся к Грузии.
Эти меры помогут ослабить эскалацию конфликта. Затем грузинские власти и абхазские представители должны принять пакет мер по изменению динамики будущих переговоров.
Им следует инициировать более эффективные действия по возвращению или переселению четверти миллиона человек, оказавшихся в результате конфликта в числе перемещенных лиц. Среди прочего, они должны будут создать на международные средства комиссию по компенсациям и имущественным претензиям. Развертывание гражданской полиции ООН в покинутых людьми районах Гали и Очамчиры также облегчит возвращение населения, поскольку будут обеспечиваться меры безопасности.
Саакашвили должен укреплять демократию в Грузии, репутация которой пострадала из-за жестокого разгона демонстраций в ноябре прошлого года. Рыночные реформы также повысят экономическую привлекательность Грузии и будут способствовать укреплению мира. Грузинское государство стало более эффективным и процветающим, но менее свободным. США и другие страны-доноры должны сосредоточить внимание на укреплении демократии - а не просто на государственном строительстве.
Необходимы согласованные усилия по снижению изоляции Абхазии и выводу ее из-под российского влияния. Грузия может способствовать развитию связей между Абхазией и внешним миром за счет создания зон свободной торговли с международной администрацией, упрощения таможенных процедур, облегчения заходов торговых судов в порты Абхазии, а также путем предоставления разрешения на коммерческие морские перевозки в турецкий Трабзон. США должны подключить абхазов к программе международных стипендий Фулбрайта и прочим программам обменов. Необходимо также обеспечить большую маневренность средств для осуществления деятельности 'на запасном пути', которая объединяет гражданское общество и способствует налаживанию общения и сотрудничества.
Хотя эти меры могут создать позитивные тенденции, грузино-абхазский конфликт невозможно урегулировать без всеобъемлющего мирного соглашения. И если Россия является важной составной частью существующей проблемы, она должна в итоге стать таким же важным инструментом ее решения.
Прежде чем начать взаимодействие с Россией, Соединенные Штаты должны предпринять непростые дипломатические усилия по привлечению Европы к решению данных проблем. Только после того, как США и ЕС договорятся о совместных и единых подходах, они смогут направить в Москву своего представителя, который продемонстрирует ей, что стабильность и суверенитет Грузии соответствуют российским интересам. Такой представитель должен перечислить все конкретные награды и привилегии, которые получит Россия, если использует свое влияние в Абхазии для достижения соглашения.
Например, ЕС может активизировать переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Россией, а также ускорить процесс принятия этой страны в члены Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирной торговой организации. НАТО может заявить, что ее войска не будут использоваться для установления контроля Грузии над Абхазией.
Можно использовать зимние Олимпийские игры 2014 года в городе Сочи, находящемся всего в 35 километрах от Абхазии, чтобы мобилизовать стороны на поиск взаимоприемлемого решения проблем. Однако, если Россия откажется от сотрудничества, представитель США и ЕС должен открыто заявить, что мировое сообщество готово действовать единым фронтом, и что России придется ответить за свои действия. Могут быть приняты меры принуждения. В частности, западные страны в состоянии выдвинуть условия своего участия в сочинской Олимпиаде и призвать Международный олимпийский комитет проанализировать соблюдение Россией норм поведения страны-организатора Олимпийских игр.
Столкнувшись с такой мрачной перспективой, Россия, скорее всего, благоразумно предпочтет курсу на конфронтацию путь сотрудничества. Затем Соединенные Штаты, Россия, ЕС и Организация Объединенных Наций могут совместно провести переговоры по образу и подобию дейтонских, в ходе которых Грузия и Абхазия должны будут выработать и согласовать конституционную договоренность, гарантии безопасности, а также свой План Маршалла по восстановлению Грузии с особым упором на Абхазию.
Грузия важна для Запада. Не менее важно и подключение России к урегулированию грузино-абхазского конфликта. Успех Запада, а также его умение сотрудничать с Москвой повлияет не только на получение доступа к энергоресурсам Европы и Азии. Он повлияет и на поведение России в международных делах, где стратегическое сотрудничество между Вашингтоном и Москвой имеет решающее значение.
Дэвид Филипс - старший научный сотрудник Атлантического совета США (Atlantic Council of the United States), директор Инициативы по Абхазии (Abkhazia Initiative).
_________________________________________
Бывший сталинский курорт живет предчувствием войны ("The Observer", Великобритания)
Крошечная Грузия не представляет важности для интересов США ("The Financial Times", Великобритания)
Абхазия - 'дольче вита' на пороховой бочке ("Liberation", Франция)