Wednesday, July 30, 2008; Page A14
Вчера Международный олимпийский комитет частично снял наложенный на Ирак запрет и - пусть и неохотно - разрешил двум из семи членов олимпийской сборной страны участвовать в предстоящих Олимпийских играх в Пекине. По словам официального представителя МОК, в обмен на эту уступку иракское правительство обещало разрешить конфликт вокруг Национального олимпийского комитета, проведя свободные выборы под надзором МОК. Пожалованное в последний момент помилование стало хорошей новостью для двух иракских легкоатлетов, в том числе единственной женщины в команде Ирака, 21-летнего спринтера Даны Хусейн Абдель Раззак (Dana Hussein Abdul Razzaq). Однако трудно согласиться с тем, что пять других иракских олимпийцев, которые должны были участвовать в соревнованиях по стрельбе из лука, дзюдо, гребле и тяжелой атлетике, не будут допущены на Игры из-за бюрократического произвола. Еще сложнее согласиться с претензиями МОК на беспристрастность и защиту демократических принципов.
Разумеется, олимпийские проблемы Ирака частично вызваны неуклюжими действиями правительства, самостоятельно назначившего новый состав Национального олимпийского комитета после массового похищения его сотрудников. Однако в первую очередь эти придирки демонстрируют мстительный характер международной бюрократии, требующей от одной страны дотошного соблюдения правил и не обращающей внимания на полицейские государства - начиная с принимающего Игры в этом году Китая. Президент МОК бельгиец Жак Рогге (Jacques Rogge) позволил Пекину не сдержать своих обещаний относительно свободы прессы и не обратил внимания на недавние расправам над инакомыслящими. При этом его подчиненные лезут из кожи вон, настаивая на буквальном соблюдении устава МОК слабым и разоренным войной Ираком, невзирая на то, что новый Олимпийский комитет, при всех своих недостатках - большой шаг вперед по сравнению с прежним, который возглавлял сын Саддама Хусейна - садист Удай Хусейн (Uday Hussein).
Нет, конечно, мы всецело за демократию в Олимпийском движении. Мы с нетерпением ожидаем, когда же МОК потребует от Северной Кореи и Кубы прекратить вмешательство государства в олимпийские программы и провести свободные выборы в национальные Олимпийские комитеты. Разумеется, у Ирака нет собственного представителя в МОК, а поддерживающие его Соединенные Штаты не представлены в Исполнительном комитете - в отличие от Пуэрто-Рико. Два года назад США оттуда исключили, на той же сессии, на которой было решено выкинуть из программы Олимпийских игр любимые американцами бейсбол и софтбол.
Может ли травля Ирака быть связана с явным антиамериканским настроем Международного олимпийского комитета? Мы допускаем, что никакой связи нет. Но, тем не менее, возможно, настало время спортивным властям США задаться вопросом, почему структура, в изрядной степени существующая на деньги американских компаний, так враждебно ведет себя по отношению к Соединенным Штатам и их союзникам.
_____________________________________________
Олимпийский отсчет ("The Washington Post", США)
Олимпиада как кошмар для Китая ("Foreign Affairs", США)
Запретная Олимпиада ("The Wall Street Journal", США)