За две недели до своего отбытия на Пекинскую олимпиаду президент Джордж Буш продолжает сохранять неприемлемое молчание в связи с ситуацией с основными правами человека в Китае. При попустительстве Буша и других мировых лидеров Китай преследует или арестовывает критиков режима, запугивает журналистов и избирательно не выдает визы.
Мы не возражаем против решения Буша посетить Олимпиаду. Но его отказ публично и открыто осудить китайскую репрессивную политику, означающий отречение от роли лидера, станет пятном на его репутации.
Буш пытается прикинуться простым болельщиком, который едет поддержать родную сборную и совершенно не настроен поднимать в связи с Олимпиадой политические вопросы. Однако для президента притворяться обычным болельщиком просто смешно, а Китай рассчитывает получить за счет Олимпийских игр серьезные политические преимущества.
На прошлой неделе ситуация начала граничить с абсурдом — Буш выступил с очередным длинным обращением по поводу своей 'программы свободы' для всего мира. Он высокопарно разглагольствовал о долге Америки возглавить борьбу за дело свободы и прав человека, однако Китай упомянул лишь вскользь. Он уверял тех, кто 'изнывает под гнетом тирании', что они не одни, но вряд ли это сильно утешило Ху Цзя (Hu Jia) и прочих арестованных китайских правозащитников.
Впрочем, его 'программа свободы' всегда была избирательной. Она всегда концентрировалась на небольших странах и не затрагивала сильные державы вроде Китая или России, помощь которых требуется администрации в других вопросах. Буш уверяет, что регулярно поднимал проблемы прав человека во время личных встреч с китайскими лидерами, но положительный эффект этого заметить трудно. Вышедший в понедельник отчет организации 'Международная амнистия' (Amnesty International) в очередной раз осуждает Китай за нарушение недавних обещаний расширить свободу прессы для иностранных журналистов. Кроме того, добиваясь права принимать у себя Олимпиаду, китайские власти обещали расширить права своих граждан в целом, но не сдержали и этого обещания.
В 2005 году администрация Буша повела себя разумно, потребовав от Китая стать ответственным участником мировой системы и сделать правительство ответственным перед народом и подконтрольным ему. Теперь, пойдя на уступки в отношении Олимпиады, Буш, по мнению его советников, собирается поставить вопрос о правах человека.
Президент должен открыто провозгласить свои взгляды, и это даже не предмет обсуждения. Если в Пекине он посетит церковь, как он, по словам его помощников, планирует, он должен также встретиться с семьями арестованных диссидентов. Это может оказаться его последним шансом определить свою позицию в вопросе о Китае и гражданских правах.
_______________________________________________
Олимпийское помилование ("The Washington Post", США)
Олимпийский отсчет ("The Washington Post", США)