Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Несмотря на бахвальство России, возраст сказывается на ее оружии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший президент, а ныне влиятельный премьер-министр России Владимир Путин не раз похвалялся тем, что при нем в России появляется новая военная техника и укрепляются вооруженные силы. Однако, по свидетельствам экспертов, российская государственная оборонная промышленность страдает от разваливающейся производственной базы и всепроникающей коррупции. Считалось, что парад в честь Дня Победы, который прошел на Красной площади в мае, покажет всю мощь российского оружия. Но на практике парад показал лишь его возраст

ЖУКОВСКИЙ, РОССИЯ (Associated Press) - На некогда секретном аэродроме невдалеке от Москвы пилот-испытатель Сергей Богдан гордо представляет журналистам самое последнее, как утверждают в России, достижение авиатехники - истребитель Су-35.

Однако на деле этот самолет - всего лишь переделка модели двадцатилетней давности, и он не может тягаться с американским F-22 Raptor, поставленным на вооружение в 2005 году, ни по скорости, ни по скрытности.

Бывший президент, а ныне влиятельный премьер-министр России Владимир Путин не раз похвалялся тем, что при нем в России появляется новая военная техника и укрепляются вооруженные силы - на Западе даже начали бояться нового военного соперничества в духе 'холодной войны'. Нефтяных денег у Кремля столько, что он может позволить себе купить любое новое оружие.

Однако, по свидетельствам экспертов, российская государственная оборонная промышленность страдает от разваливающейся производственной базы и всепроникающей коррупции; собственно, при Путине новых сложных систем вооружений практически не производилось.

Считалось, что парад в честь Дня Победы, который прошел на Красной площади в мае, покажет всю мощь российского оружия. Но на практике парад показал лишь его возраст. Большинство самолетов, танков и ракет, проехавших мимо Мавзолея Ленина либо были сделаны еще в 80-е годы, либо представляли собой слегка модернизированные версии техники -дцатилетней давности.

Богдан, товарищески похлопывая по корпусу своего 'тридцать пятого' в ангаре Летно-испытательного центра в Жуковском, хвалит самолет за маневренность, современную электронику и новые двигатели: 'он легко слушается рулей и очень хорошо ускоряется'. Однако независимый военный аналитик Александр Гольц считает, что Су-35 - это яркий пример того, как российская оборонная промышленность вытаскивает 'из бабушкиного сундука' старые разработки и пытается выдавать их за новые.

- В 80-е годы в Советском Союзе была целая волна военных разработок, так и не дошедших до стадии производства. И называть их новыми можно лишь в том смысле, что они не выпускались серийно.

Уже в течение двух десятилетий российское государство пытается построить так называемый 'самолет пятого поколения', который мог бы сравниться с 'Хищником', однако в небо этот самолет до сих пор не поднялся - и аналитики сомневаются, что поднимется, как обещают его разработчики, в следующем году.

Директор компании-разработчика 'Сухой' признался, что до конца разработки нового истребителя еще далеко. Однако, заявил он, вскоре работы существенно ускорятся.

- Не думаю, что отставание критическое, - сказал Михаил Погосян.

Тем временем, со столь же серьезными проблемами сталкивается и другая крупная военная программа. Новая межконтинентальная баллистическая ракета 'Булава', спроектированная для атомных подводных лодок, уже не раз проваливала испытания, и перспективы ее постановки на вооружение выглядят весьма туманно.

- Утеря технологий и утечка мозгов привели к постоянной деградации военной промышленности, - заявил аналитик Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

После распада Советского Союза Россия погрузилась в экономический кризис, разрушивший давно установившиеся производственные цепочки и выбивший из бизнеса множество предприятий-смежников. Сборочным заводам оставалось доделывать то немногое, что оставалось у них на складах с советских времен или приходилось организовывать собственное производство всех компонентов.

- Сегодня, когда мы наконец начали получать государственные заказы, заводы зачастую не могут их выполнить из-за отсутствия комплектующих, - заявил недавно на парламентских слушаниях Валерий Воскобойников, отвечающий в Министерстве промышленности за авиатехнику.

Несмотря на обещания Путина обновить российские арсеналы, за те восемь лет, что он провел в президентском кресле, армия купила лишь несколько новых боевых танков и самолетов.

Между тем, по официальной статистике, в последние годы стабильно растет объем оружия, продаваемого Россией другим странам: в прошлом году она вышла на рекорд советского времени - 7 миллиардов долларов. Согласно последнему отчету Стокгольмского международного института мира, в 2003-2007 годах на Россию пришлась четверть совокупных продаж оружия в мире - лишь ненамного ее опередили Соединенные Штаты.

Однако недавно Россия потерпела на оружейном рынке несколько весьма широко распубликованных поражений, причем в качестве основных причин предстали как раз порванные производственные цепочки и стремительно растущие производственные издержки. Во-первых, Россия не смогла выполнить заказ Китая на производство 38 транспортных самолетов Ил-76 и самолетов-заправщиков Ил-78, и в результате контракт был приостановлен. А еще раньше, в начале года, Алжир вернул России купленные истребители МиГ-29, заявив претензии по качеству.

- Система была разрушена сверху донизу, - считает Анатолий Ситнов, главный специалист по авиационной отрасли в Торгово-промышленной палате.

Еще одна проблема - стареющие кадры. В 90-е годы отрасль покинуло множество квалифицированных сотрудников, привлеченных более высокооплачиваемой работой в частном секторе. Кроме того, из-за нищенских зарплат в военную промышленность перестали идти молодые работники.

Сегодня средний возраст сотрудника российского авиазавода составляет 45 лет, и эта цифра постоянно растет.

- Остро не хватает ключевых специалистов - слесарей, сварщиков, фрезеровщиков, - заявил Воскобойников.

Устаревшее оборудование бьет по производительности труда. В последний раз коренную модернизацию авиазаводы проходили в начале 80-х годов, и немало людей до сих пор работает на еще более старых станках.

Правительство в ответ на эти тенденции создало огромные военно-промышленные конгломераты, контролируемые государством. Чиновники утверждают, что тем самым оптимизируют производственный процесс. Однако противники корпораций утверждают, что они убивают конкуренцию, поощряют коррупцию и еще больше ослабляют российскую военную промышленность.

- В советские времена мы строили хорошие самолеты, потому что между авиапроизводителями была конкуренция, - заявила на слушаниях депутат парламента и бывший космонавт Светлана Савицкая. - Если сегодня затянуть их всех под одну крышу, это будет конец конкуренции, и мы потеряем все, что у нас было. Но, конечно, кому-то станет гораздо удобнее воровать государственные деньги.

____________________________________________

Россия: кто сказал 'Прощай, оружие'? ("Reforma", Мексика)

Как одержать победу в следующей "холодной войне" ("Asia Times", Гонконг)

Не то оружие для долгой войны ("Los Angeles Times", США)

Без увеличения военных заказов "оборонке" США грозит медленное вымирание ("The Washington Post", США)