Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прощай, хранитель совести России

Все написанное Солженицыным было правдой. Правда эта возникала из его личного опыта пережитых острых конфликтов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Солженицын не относится к разряду тех инакомыслящих, о которых говорят, что их сформировала западная ссылка. Репутация писателя в Советском Союзе основывалась на том мужестве, с каким он брался за наиболее существенные для России темы, о которых многие знали как лично, так и из вторых рук, но не отваживались писать. Все, что он писал, было правдой. Правда эта возникала из его личного опыта пережитых острых конфликтов...

Москва, 18 декабря 1989 года, понедельник. Время к вечеру, и серый день уже начинает переходить в сумерки. Температура опустилась ниже минус 20 градусов. Снег, который то начинает падать, то перестает идти, запорошил шапки и плечи пальто. Снежная корка под ногами давно уже спрессовалась, превратившись в лед.

Но они никуда не уходили из этой очереди. Тысячи и тысячи одетых в темную одежду россиян с печально опущенными головами, изредка обменивающихся между собой парой слов. Приезжий из каких-то мест (кто еще мог задать такой вопрос в таком месте и в такой день?) подошел и в обычной для длинных очередей того времени манере спросил: 'Что тут распродают?' Кто-то из очереди ответил, и ветер донес его слова до вновь прибывшего: 'Совесть, вот что. Остатки нашей совести'.

Это был день, когда хоронили физика-ядерщика, лауреата Нобелевской премии и советского диссидента Андрея Сахарова. Я только начинала работать в Москве репортером, а глубоко больному Советскому Союзу оставалось жить два года.

Сейчас время совсем другое: разгар лета, а не обжигающая холодом зимы; многоцветный хаос изобилия, а не тусклые краски дефицита; широко открытое, а не замкнутое в себе общество. Но весть о кончине Александра Солженицына мгновенно вернула меня назад. Несомненно, то же самое произошло и со многими, достаточно взрослыми, чтобы помнить тот момент россиянами. Они также вернулись в тот зимний день, когда страна вновь обретала национальную совесть и приближала кончину советской власти.

Солженицын тогда жил в Вермонте. Там он провел большую часть вынужденной ссылки, противясь пока еще тайным уговорам Кремля вернуться на родину. Благодаря действиям Михаила Горбачева, который в конце 80-х ослабил ограничения свободы, из ссылки вернулись многие бывшие диссиденты, в том числе, Сахаров. Но Солженицын оказался гораздо более крепким орешком.

Свое возвращение в Россию в 1994 году после 20 лет жизни в изгнании он тщательно оговорил условиями и спланировал. Он ехал через всю страну с востока на запад, возвращаясь домой, и страна приветствовала его. Это стало доказательством того, что Россия, наконец, исцелила свою душу - а он знал наверняка, что так и будет.

Жизнь Александра Солженицына каким-то сверхъестественным образом стала отражением судеб его сограждан и самой России. Родился он в 1918 году, и самой судьбой ему было предначертано стать ровесником большевистской революции. За храбрость молодой офицер Солженицын во время Второй мировой войны получал награды, но почти сразу после войны его осудили за критику в адрес Сталина. С этого момента начались его многолетние странствования по советской системе тюремных лагерей, которые он позже описал в своем произведении 'Архипелаг ГУЛаг'.

Вместе со многими самобытными писателями и художниками своего поколения ему пришлось ждать до сорока с лишним лет, когда начатая Хрущевым культурная 'оттепель' вступила в свой решающий этап, и было опубликовано первое произведение Солженицына. Даже тогда только храбрый редактор - Александр Твардовский из 'Нового мира' - отважился напечатать принесший писателю славу рассказ 'Один день Ивана Денисовича'. Это было поминутное повествование об одном дне каторжного труда узника ГУЛага. Западный мир, находившийся в тисках 'холодной войны', высоко оценил это произведение - как по политическим, так и по чисто литературным причинам.

Когда два года спустя в 1964-м подошло к концу правление Хрущева, и закончилась 'оттепель', все главные произведения Солженицына стали публиковать за рубежом, а затем тайком ввозить их обратно в Россию. Там энтузиасты часами кропотливо переписывали их от руки, слово в слово, страницу за страницей. Затем эти рукописные книги расходились через быстро развивавшуюся - и довольно рискованную - сеть самиздата. Последовала Нобелевская премия за литературу, а вместе с ней и ссылка в провинциальную Рязань. В 1974 году, когда появился первый том его выдающегося произведения о тюремных лагерях, Солженицына без долгих рассуждений выдворили из России в Швейцарию.

Солженицын не относится к разряду тех инакомыслящих, о которых говорят, что их сформировала западная ссылка. Репутация писателя в Советском Союзе основывалась на том мужестве, с каким он брался за наиболее существенные для России темы, о которых многие знали как лично, так и из вторых рук, но не отваживались писать. Все, что он писал, было правдой. Правда эта возникала из его личного опыта пережитых острых конфликтов, каких в те времена требовала интеллектуальная жизнь, а также из его полного (кто-то сказал бы даже - упрямого) отказа от компромиссов. Как художник, он обращался к всеобщей проблеме выбора, оставаясь при этом глубоко русским писателем-героем.

Если некоторые диссиденты советской эпохи добивались внимания Запада, чтобы получить помощь в своей борьбе, а возможно, чтобы остаться в живых, для Солженицына подобные соображения никогда не имели значения. Он жил внутренним русским миром, который не выходил за пределы его заставленного шкафами с книгами кабинета. В Вермонте он редко покидал стены своего огороженного забором поместья. Там он с семьей вел такой образ жизни, который во многом походил на жизнь российской интеллигенции до революции. Как показали в более поздние годы его выступления против западного антиклерикализма, в нем всегда горел внутренний огонь некоей присущей ему 'русскости'. Он поддерживал приоритеты православия, самодержавия и национального самосознания, с которыми отождествляла себя царская Россия.

Той России, где цинизм граждан в отношении советского образа жизни и его все больше дискредитировавших себя ценностей постоянно усиливался, Солженицын предлагал нечто непреходящее, какие-то альтернативные стандарты, к которым, по мнению многих, они должны были стремиться, но которых им никогда было не достичь. Когда Горбачев - тоже, кстати, дитя хрущевской 'оттепели', открыл двери Советского Союза навстречу какофонии гласности, и Советский Союз рухнул под ее напором, Солженицын остался таким же, каким был: по-прежнему суровым, строгим, бескомпромиссным и стойким хранителем русской души.

Солженицын был среди тех корифеев культуры (еще одним таким корифеем являлся Ростропович), кто своей сущностью и характером, а не своими делами, помог России как государству восстать из пепла Советского Союза. Его книги, которые сегодня можно купить в любом книжном магазине России, воспитывали не только чувство преемственности, но и чувство совести. Своей работой он заполнил многие пустовавшие, но очень поучительные страницы разбитого вдребезги прошлого страны.

Если бы Солженицын вернулся в Россию на год раньше, вполне возможно, что его через всю страну сопровождали бы сотни тысяч людей, ищущих отпущения грехов. В 1994 году оказанный ему прием был более спокойным. Это говорило о том, что страна приспосабливается к своей новой жизни, и наступает ее примирение - пусть и несколько судорожное - с неоднозначным прошлым. Сегодня Россия также более скептически относится к самой идее 19-го века о русской исключительности, которая была характерна для образа мышления Солженицына. В этом смысле Солженицын пережил свою эпоху.

К моменту смерти, которая настигла писателя в его подмосковном доме, Солженицын в культурном плане находился на позициях маргинала, то есть далеко от господствующих в обществе течений. И тем не менее, для писателя, которому в истории гарантировано место хранителя совести России в самые мрачные ее времена, маргинал это наверняка как раз то имя, которое он сам хотел бы носить.

______________________________________

Сильнее, чем ГУЛаг ("The Washington Post", США)

Солженицын - титан из прошедших времен ("The Washington Post", США)

Солженицын: в поисках ускользающей России ("The New York Times", США)