Историки говорят, что писать можно только о позапрошлой войне. Похоже, что так оно и есть, поскольку споры вокруг событий прошлой, то есть Второй мировой войны, продолжаются.
Противоречивые события Второй мировой войны постоянно используются современными политиками для подкрепления своей аргументации и упреков к противной стороне. Дискуссии то и дело возвращаются к старым, давно апробированным темам. История группы 'Эрна' является одним из ярчайших примеров этого.
Советская историография приводила историю группы 'Эрна' в качестве примера сотрудничества эстонцев с 'фашистскими оккупантами' и в то же время прилагала все усилия для того, чтобы запечатлеть 'славный боевой путь' терроризировавших местное население истребительных батальонов НКВД. Ведь их действия против группы 'Эрна' и примкнувших к ней 'лесных братьев' были одной из крупнейших акций этих батальонов на территории Эстонии.
Эстонская историография рассматривала действия группы 'Эрна' в качестве одного из примеров того, как эстонцы, отправлявшиеся в Финляндию для участия в Зимней войне, использовали первую же возможность, чтобы на территории Эстонии вступить в борьбу против СССР, который оккупировал их родину. Все это оттенялось романтической аурой военных приключений.
По льду залива
Зимой 1939-1940 года несколько десятков эстонцев по замерзшему Финскому заливу добрались до Финляндии, чтобы принять участие в Зимней войне. Их направили на выучку в подразделение 'Сису', которое занималось подготовкой иностранных добровольцев, но на фронт они не попали, поскольку уже было заключено перемирие.
Согласно мемуарам эрнасца Юло Йыги, в списке курсантов 'Сису' было 57 эстонцев.
Зима 1940-1941 года также была очень холодной, что позволило эстонцам снова бежать по льду Финского залива в Финляндию - теперь уже из оккупированной Эстонии. В 1941 году финская разведка привлекла 15 эстонских добровольцев и направила их на подготовку. Эрнасец Тоомас Хеллат, который позже сотрудничал с советской разведкой, писал, что в апреле 1941 года они принесли присягу в присутствии военного атташе Эстонии в Финляндии Акселя Кристьяна и бежавшего в июле 1940 года в Финляндию адмирала Йохана Питки.
Весной-летом 1941 года, еще до начала войны с СССР, к подготовке эстонцев привлекли двух германских офицеров из учебного полка 'Бранденбург 1' - старшего лейтенанта Курта Рейнхардта и зондерфюрера Вернера Шварце.
Поскольку Эстонию должны были захватывать германские войска, то будущее разведывательное подразделение было подчинено 18-й армии вермахта. Рейнхардт стал командиром направленной в Эстонию разведгруппы 'Эрна', а Шварце - офицером связи штаба 18-й армии. Для эстонцев командиром 'Эрна' являлся Хенн-Антс Кург.
Клятва верности
После того как 25 июня 1941 года Финляндия вступила в войну, был объявлен дополнительный призыв эстонских добровольцев, которых направили на подготовку. Всего в составе 'Эрны' из Финляндии в Эстонию было направлено более 60 эстонцев. В июле бойцов 'Эрны' привели к присяге.
Юло Йыги писал, что Райнхардт требовал клятвы верности Гитлеру, от чего полковник Кург отказался, после чего бойцы принесли клятву верности Финляндии. Они носили финское обмундирование и имели финское оружие.
С 10 июля 1941 года членов 'Эрны' несколькими группами заслали в Эстонию - часть высадилась с моря в районе Сальмисту, а часть выбросили на парашютах с самолетов. Главный лагерь они разбили в районе Каутла. Задачей 'Эрны' было ведение разведки в тылу Красной Армии - бойцы следили за передвижением воинских частей, пытались определять расположение штабов, о чем по радио информировали расположенный в Финляндии центр.
Деятельность 'Эрны' и 'лесных братьев' не была секретом для НКВД, отвечавшего за безопасность тыла Красной Армии. После того как истребительные батальоны сожгли хутора Симисалу и Саэ и уничтожили их жителей, 26 июля 'лесные братья' и бойцы 'Эрны' в качестве акции возмездия напали на базу истребительного батальона, размещавшегося в албуском волостном доме, и на местный пункт воздушного наблюдения и оповещения. Атака не удалась из-за недостатка разведданных.
После этого НКВД начало операцию по уничтожению 'Эрны', для чего было привлечено 5 истребительных батальонов. Территорию окружили, и 31 июля произошел крупный бой. Хутор Каутла со всеми его жителями был уничтожен. Но сама группа вырвалась из окружения и, продолжая вести бои с во много раз превышающими их по численности преследователями, 4 августа пересекла линию фронта.
После перехода через линию фронта 'Эрну' преобразовали в батальон ('Эрна I') и в него влилось еще примерно 200 человек. Во второй половине августа батальон занимался зачисткой лесов на захваченных немцами полуостровах Юминда и Пяриспеа, а также организовал доставку на материк людей с судна 'Ээстиранд', севшего на мель у острова Прангли во время эвакуации из Таллинна. Часть бойцов батальона 'Эрна' 20-28 августа участвовала в таллиннской операции. Полковник Кург был легко ранен, чем и воспользовался, чтобы из-за разногласий с Райнхардтом уйти с поста командира батальона. На его место был назначен майор Раймунд Хиндпере.
Индрек Таранд, директор Эстонского военного музея
__________________________________
Эрна-2008: игры мужчин или прославление фашизма? ("Час", Латвия)
О действиях разведывательно-диверсионной группы 'Эрна' в Эстонии в июле-августе 1941 г. ("МИД", Россия)
Сталинистский бред переходит все границы ("Eesti Paevaleht", Эстония)