Кандидат в президенты США от демократов Б. Обама во время визита в Европу очаровал ее жителей. 'Обамания' перешагнула границы Америки, а ее 'субъект' просвещал насчет того, какой ему видится роль Америки в будущем. Если на выборах в ноябре победит Б. Обама, эта роль, по отношению роли теперешней, скорее всего, изменится.
Демократы (в стане которых находится Б. Обама) все же чаще, чем республиканцы, предпочитают решать конфликты переговорами. Можно было бы вспомнить вклад команды Б. Клинтона в улаживании израильско-арабских отношений, завершение этнических войн на Балканах...
В целом же американцам не свойственны резкие и решительные действия во внешней политике. Одно из подтверждений - смягчение риторики Б. Обамы в избирательной кампании, по сравнению с ее началом, особенно в том, что касается сроков вывода войск из Ирака.
Б. Обама в Европе выдавал себя едва ли не за 'голубя мира'. Его соперник в борьбе за президентское кресло республиканец Д. Маккейн делал внешнеполитические проекции со своей, американской, территории, разразившись критикой в адрес современной российской политики. Заявив, что Россию идет 'очень плохим путем', Д. Маккейн даже потребовал исключить ее из 'большой восьмерки', поскольку действия Кремля давно уже не напоминают демократические - взять, скажем, сокращение поставок нефти Чехии, согласившейся разместить на своей территории элементы американской системы ПРО.
В Москве пока никак не отреагировали на жесткие заявления Д. Маккейна. Кремль не считает необходимым ввязываться в полемику с 'всего-то' кандидатом в президенты? Но если Д. Маккейн все же станет хозяином в Белом Доме, то это чревато еще большим охлаждением между двумя странами.
Обратим внимание на то, что речи о своем видении политики США оба кандидата в президенты выстроили абсолютно по-разному. Б. Обама в Европе обращался к ее Западу. Д. Маккейн из Америки говорил о проблемах Восточной Европы. Один выступил с дипломатичной риторикой, обтекаемыми формулировками. Тон другого был жестким и категоричным. Так что два сценария внешней политики США практически ясны. А вот ответ на вопрос, кто будет 'лучше' для Европы и, в частности, для Литвы - Б. Обама или Д. Маккейн - не столь очевиден.
Западная Европа традиционно тяготела к демократам. Свидетельство тому - визит Б. Обамы. А Восточная Европа, особенно новые страны Европы, еще помнят решительную линию Дж. Буша (младшего), благодаря которой многие из них в 1999 и 2004 годах вошли в НАТО. Кроме того, будучи энергетически более чем Западная Европа, зависимыми от России, эти страны очень заинтересованы в демократической Москве.
Конечно, было бы наивным надеяться, что жесткая риторика республиканцев заставит Кремль что-то изменить в авторитарной системе, которая, по мнению многих русских, вернула их стране державный статус. Для нас же, пожалуй, главное - интервал уступок, которые будущая администрация Б. Обамы сможет сделать Москве. Если этот интервал будет слишком широким, в Восточной Европе будет продолжать господствовать прореспубликанская ориентация.
Дарюс Варанавичюс - политолог, редактор журнала 'Государство'
__________________________________
Маккейн: 'Американский народ знает меня' ("Newsweek", США)
Кремль: США сегодня не могут учить других ("The Wall Street Journal", США)
Почему президентство Маккейна должно нас страшить ("The Financial Times", Великобритания)
Михаил Горбачев: Вопросы кандидатам ("The International Herald Tribune", США)