Сталин его посадил, Хрущев возвеличил, Брежнев выслал, Ельцин вернул, Путин использовал, Медведев похоронил
В выражении 'живой классик' скрыто недоумение: как это - классик, а живой? Александр Исаевич Солженицын прожил последних тридцать лет не просто классиком. Он был Гераклом духа. И не скажу, что не его вина в том, что советская Эллада ушла в историю, как под воду. Его! Без Солженицына невозможно представить послевоенную эпоху, как Россию без зимы. Или как Авгиевы конюшни без Геракла.
Всякому думающему солженицынский 'Архипелаг' прочищал мозги насчет советской власти в один присест. С этим знанием уже нельзя было жить так, как без него. Солженицынский призыв 'Жить не по лжи!' стал (да и остается сегодня) одиннадцатой заповедью любого порядочного человека.
Если ты не можешь покинуть школу подлецов, то постарайся хотя бы не стать в ней первым учеником - наставлял Исаич. Это был выход! Через него потихонечку вышла из зала и сама Софья Власьевна, совковая, некогда несокрушимая власть.
Конечно, Горбачев, Ельцин, Рейган и падение мировых цен на энергоносители представляются нам с вами гораздо более явными разрушителями империи, чем тогдашний 'вермонтский старец'. Но ведь и не Энгельс с Марксом расстреливали в подвале 'бывшего царя, гражданина Романова' с чадами и домочадцами! Просто 'классики марксизма-ленинизма' счастливо не дожили до торжества своих идей. А Александр Исаевич и дожил, и пережил их...
Принято считать, что в зрелом возрасте трудно обрести новых достойных друзей. Но во сто крат труднее обзавестись в седые годы достойными врагами! Особенно если ты, как Геракл, привык сражаться на Флегрийских полях, геройствуя в битвах исключительно между богами и гигантами... С такой, как говорили когда-то, трудовой биографией не решишься искать новой славы, участвуя в 'споре хозяйствующих субъектов'...
Гибель Советской власти, сначала физическая, а потом и моральная, сделала классика Солженицына принадлежностью прошлого. Но классик был жив! Бог дал ему за страдания и подвижничество долгие, долгие лета. Да только взамен взял жизнь его врага.
Я не стану судить Александра Исаевича (и попрошу моих читателей сдержаться) за то, что, оставшись в одиночестве, он поступил так, как тысячелетиями до него поступали и великие, и малые - выбрал во враги евреев. В конце концов истории российских евреев от этого выбора досталось немало полезного: такого образованного и трудолюбивого критика она не имела уже лет сто. Из тех двухсот, что, по исчислению Александра Исаевича, живет в неразрывном соседстве с российской.
Земной путь Солженицына оказался на восемь лет длиннее, чем у другого великого русского старца - Льва Николаевича Толстого. Этих самых восьми лет чудом и не хватило Льву Николаевичу, чтобы в 1918 году оказаться аккурат между своими героями, ставшими белыми и красными...
Судьба не послала Толстому такого испытания. Теперь и Солженицыну наконец ничего больше не грозит. Кроме бессмертия.
Наша справка
Александр Исаевич (Исаакович) Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Отец Александра погиб на охоте еще до рождения сына. Довольно зажиточная семья была разорена большевиками. В Ростове-на-Дону, куда переехала его мать, в старших классах, стал писать эссе и стихи. Стал искренним и убежденным последователем коммунистической идеологии. В 1940-м женился на Наталье Решетовской. Когда началась война, прервал учебу на заочном отделении факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. После службы рядовым был направлен в артиллерийское офицерское училище и с февраля 1943 служил в артиллерии, командовал батареей звуковой разведки. Был награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в ноябре 1943 года получил звание старшего лейтенанта, в июне 1944 года - капитана.
На фронте вел военные дневники, много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.
В феврале 1945 был арестован. Поводом послужили антисталинские письма с фронта своему другу Николаю Виткевичу. Виткевич получил 10 лет лагерей, Солженицын - 8. Еще трое человек были осуждены по этому делу.
Освобожден из лагеря в 1953, направлен на поселение. В 1956 полностью освобожден, в 1957 - реабилитирован.
В 1962 году принят в союз писателей СССР - после публикации рассказа 'Один день Ивана Денисовича' в журнале 'Новый мир'.
В 1964 году выдвинут на соискание Ленинской премии, но был отвергнут. В это время начинается опала писателя. Его перестают публиковать, он обращается в 'самиздат' и 'тамиздат'. В 1969 году исключен из Союза писателей СССР. В 1970 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.
В 1972 году разводится с первой женой и женится на Наталье Светловой.
В 1973 году, после самоубийства помощницы Елизаветы Воронянской, последовавшем за ее пятисуточным допросом в КГБ, отправляет на Запад 'Архипелаг ГУЛАГ' для публикации.
В 1974 году был выслан из СССР и лишен советского гражданства. Во время жизни на Западе резко критиковал коммунистическую идеологию и советский режим своей родины.
После развала СССР, в 1990 году был восстановлен в российском гражданстве. За 'Архипелаг ГУЛАГ' ему была присуждена Государственная премия. В 1994 году вернулся в Россию, возвращение было обставлено с большой помпой - Солженицын проехал на поезде от Владивостока до Москвы, через всю страну.
После возвращения занимался литературной, благотворительной и общественной деятельностью, организовал библиотеку-фонд 'Русское зарубежье', учредил литературную премию своего имени. Принят в Академию наук России. Получил различные награды, от одной, ордена Святого Андрея Первозванного (высший орден России) отказался из-за несогласия с политикой, проводимой руководством страны.
Скончался 3 августа 2008 года. Погребен на кладбище Донского монастыря.
___________________________________
Прощание с Солженицыным: почтение, но никакого массового горя ("The International Herald Tribune", США)
Прощай, хранитель совести России ("The Independent", Великобритания)
Александр Солженицын: Он жил не по лжи ("The Washington Post", США)