Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Соотечественники России: кто для кого?

или Родина никому не должна, все должны ЕЙ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реализация помощи Москвы соотечественникам Эстонии - задача сложная. Ведь стройной структуры общины и зонтичной организации у русских сегодня нет. К тому же ощущение такое, будто ими пытаются "управлять" не только местные спецслужбы, но и самые разные неофициальные покровители в России

Сегодня всем ясно, что в лидеры российских соотечественников Прибалтики выдвинут политик из Эстонии Андрей Заренков. Все началось с того, что осенью 2006 года в Санкт-Петербурге на конгрессе соотечественников он неожиданно выступил от имени эстонской делегации.

Можно считать, что состоявшееся там же рукопожатие c самим Владимиром Путиным стало и "рукоположением" экс-председателя бывшей Конституционной партии в сан "соотечественника N 1" в Прибалтике - ее представителем во всемирном Координационном совете соотечественников. Позже он был избран на эту должность.

Но и сегодня его кое-кто считает "назначенцем". Плохо это или хорошо?

Смена декораций или караула?

Реализация помощи Москвы соотечественникам Эстонии - задача сложная. Ведь стройной структуры общины и зонтичной организации у русских сегодня нет. К тому же ощущение такое, будто ими пытаются "управлять" не только местные спецслужбы, но и самые разные неофициальные покровители в России.

Представляющие последних в Эстонии имитируют деятельность или в своих отчетах приписывают себе работу, проделанную совсем другими людьми и организациями. Один из примеров - движение "Ночной дозор", на мнимое, конечно, руководство которым уже давно претендует не один "лейтенант Шмидт".

К Союзу организаций российских соотечественников Эстонии - СОРСЭ во главе с Сергеем Сергеевым, русское население давно относится безразлично-скептически, считая его закрытым элитарным клубом при российском посольстве.

Последнее обстоятельство добавляет куража эстонским властям, видящим в соотечественниках исключительно "пятую колонну", а в СОРСЭ - "руку Кремля". Но не поэтому, думается, уже больше года, как "соотечественный" тон у нас задает молодой Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), которым управляет обосновавшийся в Таллинне лет 20 назад малоизвестный руководитель Института Пушкина, молодой профессор Андрей Красноглазов. Этот совет в Эстонии был создан по "инициативе сверху" наподобие всемирного Совета соотечественников.

Причин ухода (отстранения) СОРСЭ на второй план - не одна. Известно, что Сергеев находится в оппозиции Заренкову. Не забыт, к примеру, и открытый призыв руководства СОРСЭ поддержать на местных выборах 2005 года в городе Тарту реформистов. Подпортило имидж Союза впоследствии снятое обвинение по делу о "бордели на дому":

Короче, произошло "переподчинение". Подтвердил это и выступивший на последней конференции российских соотечественников в Эстонии с невыразительным отчетом г-н Красноглазов, который открыл всем глаза на то, что смысл КСРСЭ - в координации работы соотечественников, их консультировании.

Делегатов не избирали, их "подбирали"

Эта конференция состоялась в конце июня. Никаких сверхзадач она не ставила.

Ее делегатов не избирали в низовых организациях - просто КСРСЭ постановил: каждый из его 11 членов пригласит пять человек в качестве делегатов. Плюс - сами члены Совета.

Но первоначальный список "своих" делегатов вызвал бурную дискуссию в самом КСРСЭ. В итоге делегатский корпус сильно изменился. В общем, конкурс шел не по объективным критериям или требованиям устава, которого, кстати, нет и поныне, а за небольшими исключениями по принципу - "это наш человек, проголосует, как надо".

Как и СОРСЭ, "закрытым клубом" остается КСРСЭ. Найти в Интернете или по телефону сведения о совете практически невозможно. Нет у него своего сайта в Интернете.

Что касается координирующей роли совета, то многие удивляются тому, как такое возможно, если совет - сам по себе, а организации - сами по себе.

Или такое. Члены КСРСЭ объявлены экспертами, но между ними не распределены обязанности. Г-н Красноглазов заметил, что члены Совета работают на общественных началах, и никаких денег КСРСЭ не распределяет, это - прерогатива посольства.

Позиция странная - ясно, что деньги поступают из России, но очевидно, что посольство делит "пирог" по рекомендациям совета. В чем нет ничего предосудительного. Вместо того, чтобы убедительно развеять слухи о странностях российской финансовой помощи, их развенчивание "поручили" посольству.

Дальше - хуже. Под занавес конференции в присутствии российского посла и чиновников МИДа РФ ведущий собрания грубо и по-хамски затыкал рот каждому, кто предлагал не то, что было задумано организаторами. Причем ничего "революционного" из зала не предлагалось.

Фарсом стало голосование по кандидатам в делегаты на предстоящую в августе прибалтийскую конференцию соотечественников. КСРСЭ назначил себя в полном составе кандидатами, представил и список имен на вакантные места.

Но как только из зала предложили еще несколько имен, то вместо того, чтобы спокойно провести рейтинговое голосование, председательствующий грубо пресек "отсебятину". Дошло до смешного - кто-то великодушно уступил свое место незапланированному организаторами кандидату, хотя в демократический традиции такой "бартер" - прерогатива собрания.

Россия: менять шило на мыло?

Кстати, местному русскому населению часто остается непонятной, почему Москва делает серьезную ставку и на многих русских политиков-банкротов.

Поскольку они, как правило, не могут найти работу по основной профессии, то сами они, естественно, с готовностью идут в услужение российскому МИДу на общественных началах, демонстрируя услужливость (угодливость) и сговорчивость (преданность).

Но такой сорт лидеров соотечественников стремится быть любой ценой респектабельным. "Любой ценой" означает в русофобской стране и беспринципность и вялость, даже дилетантство, особенно юридическое, когда надо отстаивать глубинные интересы всей русской общины. Защита памятника на Тынисмяги не стала заботой соотечественников. Еще нюанс. Настороженное отношение к тем преданным России русским деятелям в Эстонии, которые критически настроены к происходящему в этой стране, но, тем не менее, не скрывают, что она для них вторая Родина.

К ним относятся и потомки т.н. довоенных русских. Их мало - пятая часть неэстонского населения. Но составляющие явное большинство "послевоенные" русские ревниво следят за тем, что "довоенные" были минимально представлены в руководстве общиной. Обидно, что и Москва держит дистанцию с такими русскими, хотя они обладают богатейшим (три поколения и больше) опытом проживания с эстонцами, знают подноготную эстонского общества.

Интересно, но такого недоверия куда меньше к потомкам русских эмигрантов на Западе, которые, как правило, являются преданными гражданами стран своего проживания. Или все объясняет их знатное происхождение и богатство, которым они делятся с Россией?

Что касается "оппозиционеров" среди соотечественников Эстонии: Они часто справедливо критикуют нынешних лидеров, но, как правило, этим все и ограничивается. Они же много и правильно говорят о недооценке Москвой инициативы "снизу", но опять же, сами проявляют ее недостаточно. Точнее, не могут этого делать.

Это объясняется и отсутствием сегодня объективных условий, которые позволили бы им стать реальной организующей силой, доказать свой авторитет в общине, попасть во власть демократическим путем.

Вывод: Россия, меняя своих представителей в вертикали руководства соотечественниками Эстонии, так или иначе, рискует поменять шило на мыло.

Увы, демократичность только вредит

О грустных реалиях состояния элиты соотечественного общества Эстонии с присущим ему сарказмом рассказал в день работы упомянутой конференции публицист Михаил Петров. И самой общине не хватает не только финансовой поддержки и единства, но и духа миссионерства, взаимопомощи, культуры и порядочности среди рядовых членов.

Какая уж тут демократичность общинной жизни?! Я, например, снисходительно отнесся к тому, как прошла описанная выше конференция соотечественников в Таллинне. Спокойно воспринимаю и то, как вообще осуществляется работа с соотечественниками в Эстонии, хотя вижу в ней эклектизм и много несовершенства.

Но наши циничные и эгоистичные лидеры сознательно играют в демократию, да в придачу еще и в солидность. Им это нужно, чтобы легитимизировать собственную несостоятельность и искусственность (к тому же все они - "назначенцы").

Перефразировав известное изречение, что каждый народ достоин своего правительства, надо честно признать и повторять, что в силу своего сегодняшнего качества русская община Эстонии (ее, увы, неспособности к общинной самостоятельности) не готова к демократическому стилю существования. Это - никчемная роскошь и (само)обман.

Более того, она скорее вредна. Спрашивается, зачем надо было играть на потеху прессы в демократию при подготовке и в ходе проведения упомянутой конференции? Все было так бездарно из-за бескультурья некоторых местных "соотечественных" функционеров, и вред от этого не сравнить с критикой, которую можно ожидать в случае прямого администрирования в деле оказания помощи соотечественникам, то есть без дешевых демократических "декораций".

Наконец, разве "игра в демократию", а значит, лицемерие и келейность не провоцируют ненужное недовольство и иронию русского населения, не усиливает формально справедливую критику СОРСЭ и его руководства, а теперь и КСРСЭ?

Если же открыто заявить об административной вертикали оказания помощи соотечественникам, то есть прямо из Москвы или посольства в Таллинне, то у разговоров о лицемерии и келейности отпадут всякие основания. Вряд ли кто будет оспаривать право заказывать музыку тому, кто платит?

Кто вправе быть соотечественником?

Конечно, то, как Россия финансирует соотечественников, может быть предметом обсуждения и в Эстонии. Но не более того. Вмешиваться в процесс могла бы только самодостаточная диаспора, тесно связанная с метрополией. Увы, ее в Эстонии еще нет.

Все так, но, возглавляя оказание помощи соотечественникам в виде прямого администрирования, Москва не может не брать на себя и всю ответственность при подборе своих доверенных лиц в той же Эстонии. И касается это и Андрея Красноглазова, и Андрея Заренкова - всех "назначенцев".

Кроме того, при чрезмерном увлечении существующей схемой оказания помощи надо считаться и с потенциальным негативом - это "сословность" (формирование касты назначенных Москвой лидеров общины), а также корпоративностью в "соотечественной" среде, что уже подтачивает русское единство.

И потому тоже не совсем ясно, почему России, если она сегодня захотела поручить руководство и координацию работы с соотечественниками в Эстонии ли, в Прибалтике ли тому же Андрею Заренкову, нужно испрашивать еще и добро низовых организаций соотечественников, проводить для этого конференции и, вызывая лишний раз огонь на себя, вульгарно имитировать, то есть игнорировать демократические процедуры? А в итоге - и компрометировать политику России в отношении своих соотечественников.

Также не ясно, почему нужна аморфная дискуссия о статусе и карте соотечественника, когда этот вопрос вправе решать Россия и только Россия. Схема видится такой: соотечественник, в понимании (кстати, очень широком) известного рамочного закона РФ о соотечественниках, подает заявление на право быть признанным соотечественником с соответствующими льготами. Ну, а право компетентных органов России без каких-либо объяснений принимать решение - положительное или отрицательное.

Точно так же, как это делается при выдаче виз на въезд в Россию. В случае отказа не должно быть обид, даже если лицо, считающее себя соотечественником, не только любит Россию, но и чем-то конкретно помогает ей.

Родину любят бескорыстно, без расчета получить в обмен какие-либо преференции.

P.S. В условиях, когда русская община Эстонии разобщена и эстонское государство продолжает политику игнорирования русских, их отторжения от власти и общественно-политической жизни страны, можно ожидать, что неэстонцы будут все больше прислушиваться к голосу Москвы, воспринимать его как совет, наказ, а то и приказ.

После апреля 2007 года наметился медленный, но постоянный рост числа заявок на получение гражданства РФ и заметное уменьшение ходатайств об эстонском гражданстве.

Увеличению реального влияния на соотечественников поспособствует и задуманный в МИДе РФ проект федерального агентства по делам СНГ. Тем более, что он будет функционировать по аналогии с американским USAID и будет заниматься международным гуманитарным сотрудничеством с соотечественниками, продвижением российского влияния в ближнем зарубежье.

_______________________________________

России будет трудно определить "соотечественников" ("Latvijas Avize", Латвия)

Кто у нас тут соотечественник? ("Delfi", Латвия)

У Эстонии плохие хозяева ("Вести Дня", Эстония)