В обычных условиях очередная небольшая война на Кавказе никак не могла бы стать причиной растущего беспокойства международного сообщества. Конфликты для этого региона - слишком привычное дело, и на этой стадии Запад - опять же, в обычных обстоятельствах - больше занимался бы обсуждением вопросов гуманитарной помощи невинным жертвам сведения старых межплеменных счетов. Однако тот факт, что, в то время как по всей Грузии развешаны портреты Джорджа Буша, а в сепаратистском анклаве Южной Осетии столь же широкой популярностью пользуются изображения Владимира Путина, означает две вещи: во-первых, этот локальный конфликт - не просто очередная межэтническая свара; во-вторых, долго локальным он не останется.
Опасность любой войны, если она разыгрывается на границе крупной державы, заключается в том, что в нее втягиваются все новые силы - и не успевают интересующиеся найти Цхинвали на карте, как там уже начался полномасштабный кризис. В истории полным-полно событий, которые сначала казались незначительными, но впоследствии приводили к выяснении отношений на международном уровне - из последних примеров можно вспомнить хотя бы Косово и Фолклендские острова. Ни для кого не секрет, что России, в последнее время встающей на ноги, никогда не нравилось, что Грузия вышла из состава Советского Союза и начала заигрывать с Западом. Самый недавний шаг Грузии - попытка вступить в НАТО и Европейский Союз - в Москве посчитали просчитанной провокацией. Президент Грузии Михаил Саакашвили занимает столь проамериканские позиции, что в Колумбийском университете и Университете имени Джорджа Вашингтона он учился до возвращения в грузинскую политику по стипендии Государственного департамента; изначально бывший министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе его даже всячески опекал.
Как и положено в столь взрывоопасном регионе, Саакашвили пришлось бороться с ультранационалистами, региональными полевыми командирами, сепаратистами - всех их использовала в своих целях Россия. Несмотря на то, что он начал бороться с ними путем ограничения гражданских свобод, его политика понравилась Западу, так как он продвигал свободный рынок и всегда был надежным союзником Соединенных Штатов и отправлял свои войска в Ирак, Косово и Афганистан. Собственно, двум тысячам грузинских солдат только вчера был отдан приказ о возвращении домой в связи с кризисом.
Все это происходит на фоне других событий, которые также не устраивают Россию и которые она называет окружением со стороны Запада. В 1991 году, после распада Советского Союза, Россия считала, что у нее есть некое взаимопонимание с НАТО относительно ее нерасширения на российские задворки. Однако бывшие страны Организации Варшавского договора сами встали в очередь в члены западного военного альянса и были приняты; Грузия и Украина обратились с этой просьбой последними. И оттого, что русские видят вместе с этим желание США разместить в Польше и Чехии свою систему обороны против иранских ракет, их паранойя становятся еще сильнее. В ответ на это Россия заговорила о размещении ракет на своих западных границах и о нацеливании их на Европу; более того, Россия разыграла дикую 'вторую серию' Карибского кризиса 1962 года, отправив своих военных на Кубу.
В такие моменты все участвующие стороны должны сделать только две вещи - глубокий вздох и шаг назад. На кон поставлено очень многое. Эта война - а именно таким словом называют нынешнее противостояние уже и те, и другие - может привести не только к дестабилизации Кавказа, но и ухудшить и без того напряженные отношения между Россией, Европой и Соединенными Штатами. А с учетом того, что Россия прочно держит руку на нефтяном кране, а Грузия остается единственным нефтяным коридором, свободным от российского влияния, война может иметь серьезные последствия и для глобальной экономики.
Россия настроена решительно; она активно подстрекает сепаратистов в Южной Осетии и другом подобном регионе - Абхазии. Судя по всему, в Москве рассчитывают, что военными ударами можно дестабилизировать Грузию, а Соединенные Штаты если и смогут что-то сделать, то совсем немного. По этой логике, у военной интервенции Москвы будет две задачи: во-первых, создать нестабильную Грузию, которая, следовательно, не будет в состоянии стать членом НАТО; во-вторых, показать Западу, что он зашел слишком далеко. Единственная проблема такой стратегии заключается в том, что она может дестабилизировать и другие регионы. Москва играет с огнем, который может вырваться из-под контроля.
__________________________________________
Как Грузия попала в расставленную врагами ловушку ('The Times', Великобритания)
Саакашвили надеется на Запад - но его ждет разочарование ('ВВС', Великобритания)