Сейчас Грузия находится во власти российского произвола. Открытыми остаются два вопроса, две стороны одной медали: каковы пределы произвола со стороны России и как велико терпение мира?
Первый вопрос является жизненно важным и для Эстонии. Двадцатилетие постсоветского затишья подходит к концу. Стоит вспомнить замечание Генри Киссинджера: ни одна великая сила не исчезает бесследно. Что же дальше?
Возможны два скверных сценария. В первом случае Россия ограничится аннексией Южной Осетии и Абхазии. Для Грузии это означало бы медленную смерть, однако дало бы Восточной Европе возможность для передышки. Москва создала бы в международном праве прецедент 'экспорта Косова'.
Второй сценарий означал бы вторжение России в саму Грузию и попытку смены политического режима. Это был бы 'экспорт Чечни'. Международное право прекратило бы свое действие в сфере влияния России (как это было в Чечне), единственное право было бы правом сильного. Для стран, граничащих с Россией, на горизонте замаячил бы 1939 год. ХХ век повторился бы вновь, на сей раз спираль истории вышла бы на виток ядерного вооружения. Московская риторика, сместившая акцент с защиты граждан на обвинения Тбилиси в геноциде, свидетельствует о намерении учинить над Грузией самосуд.
В пятницу в Пекине президент США Джордж У. Буш дал понять, что американские ставки в Грузии ниже прочих, особенно, чем в Иране. У Вашингтона нет силы для военного обуздания России, а, по словам одного чиновника, процитированного на страницах New York Times, теперь США учится отмалчиваться в адрес России.
Однако у Москвы на прицеле не весь Запад. У нее нет идеи покорения мира, а есть лишь стремление к ограниченной гегемонии.
Михаил Саакашвили прав, предупреждая о том, что ценой западной примиренческой политики станет Восточная Европа. Однако врата ада были раскрыты его собственными руками. Военное вторжение в Южную Осетию было ошибкой. Вдобавок ко всему этот шаг не был оправдан морально — право на самоопределение коренного населения не должно зависеть от произвола истории. Несомненно, его нельзя пресекать с помощью силы.
Состояние на среду, при всей насыщенности провокациями, было бы для Грузии, несомненно, более предпочтительней нынешнего, когда государство находится в смертельной опасности: сепаратистские территории окончательно утрачены, а надежда на помощь со стороны США растаяла словно туман. Россия нанесла удар по будущему Грузии, указала на беспомощность США, НАТО и ЕС, напугала Восточную Европу, указала на зависимость Западной Европы от российской энергии. Что и требовалось доказать, может констатировать теперь Владимир Путин.
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
___________________________________
Если Западу придется выбирать между Москвой и Тбилиси… ("Le Monde", Франция)
У маленьких войн есть одна нехорошая привычка — становиться большими ("The Times", Великобритания)
Грузия: Россия напрашивается ("The Financial Times", Великобритания)
Поймет ли Запад, что мир невозможно купить, торгуя суверенитетом уязвимых стран? ("The Washington Post", США)
Как Грузия попала в расставленную врагами ловушку ("The Times", Великобритания)