Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Переломный момент для черноморского региона

Какие бы ошибки ни совершил Тбилиси, они не могут оправдать действия России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неясно, что именно произошло на прошлой неделе в Южной Осетии. Каждая из сторон будет отстаивать собственную версию. Но мы совершенно точно знаем, что Грузия отреагировала на неоднократные провокационные атаки южноосетинских сепаратистов, контролируемых и финансируемых Москвой. Грузия не хотела этой войны: она считала, что стратегия мягкого влияния позволяет ей восстановить свои позиции в Южной Осетии...

В последние недели - и годы - мы оба писали на этой странице о том, что Москва ведет политику смены режима в отношении Грузии и ее прозападного, демократически избранного президента Михаила Саакашвили. Мы предсказывали, что в отсутствие мощного и единодушного дипломатического вмешательства Запада, война будет неизбежна. Теперь эскалация насилия в Южной Осетии трагическим образом привела к полномасштабному вторжению России в Грузию. Запад и, особенно, Соединенные Штаты могли предотвратить эту войну. Мы достигли переломной точки в отношениях Запада с Россией в эпоху по окончании 'холодной войны'.

Неясно, что именно произошло на прошлой неделе в Южной Осетии. Каждая из сторон будет отстаивать собственную версию. Но мы совершенно точно знаем, что Грузия отреагировала на неоднократные провокационные атаки южноосетинских сепаратистов, контролируемых и финансируемых Москвой. Грузия не хотела этой войны: она считала, что стратегия мягкого влияния позволяет ей восстановить свои позиции в Южной Осетии.

Какие бы ошибки ни совершил Тбилиси, они не могут оправдать действия России. Москва вторглась на территорию соседнего государства. Этот незаконный акт агрессии нарушает Устав ООН и фундаментальные принципы сотрудничества и безопасности в Европе. Развязывание хорошо спланированной войны (включая кибератаки) в момент открытия Олимпийских игр является нарушением древней традиции перемирия на время игр. А готовность России к созданию зоны боевых действий в 25 милях от черноморского города Сочи, где должны состояться Олимпийские игры 2014 г., трудно назвать демонстрацией приверженности олимпийским идеалам. Между тем, время, выбранное Москвой для вторжения, свидетельствует о том, что Путин намерен свергнуть Саакашвили задолго до наших выборов и тем самым не допустить, чтобы отношения со следующим президентом начались на открыто конфронтационной ноте.

Цель России - это, вопреки ее утверждениям, не просто восстановление статус-кво в Южной Осетии. Она хочет смены режима в Грузии. Она открыла второй фронт на другой спорной грузинской территории - в Абхазии, которую от Сочи отделяет всего несколько километров. Но ее важнейшая цель - заменить Саакашвили, человека, презираемого Владимиром Путиным - на президента, который был бы более подвержен влиянию Москвы. Как отметил в субботу министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, обоснование Москвой этого вторжения напоминает самые темные страницы истории Европы. Выдав паспорта десяткам тысяч жителей Абхазии и Южной Осетии, Москва заявляет, что теперь она должна вмешаться, чтобы защитить их - подобной тактикой воспользовалась нацистская Германия в начале Второй мировой войны.

Москва стремится обратить процесс демократического перелома на своих границах, не допустить расширения НАТО и ЕС и восстановить сферу гегемонии над своими соседями. Пытаясь разгромить демократическую, прозападную Грузию, Москва дает сигнал о том, что в контролируемой ею части мира сближаться с Вашингтоном и Западом себе дороже.

Этот момент вполне мог бы стать завершением той эпохи европейской истории, когда считалось, что на смену Realpolitik и сферам влияния пришли новые нормы сотрудничества и право каждой страны выбирать собственный путь. Нужно задуматься о том, насколько оправданны надежды на то, что при президенте Дмитрии Медведеве Россия станет более либеральной. Это вторжение он оправдывает, скорее, в брежневском, чем в горбачевском духе. Никто не хочет конфронтации в стиле 'холодной войны', но поведение Москвы является прямым вызовом европейскому и международному порядку.

Что мы можем сделать? Во-первых, Грузия заслуживает нашей солидарности и поддержки. (Грузия поддержала нас; ее двухтысячный контингент в Ираке является третьим по численности. Понятно, что теперь этих солдат отзывают на родину). Мы должны добиться прекращения огня и сохранения территориальной целостности Грузии в ее нынешних границах, признанных международным сообществом. Как только прекратятся бои, должна быть осуществлена крупномасштабная, согласованная трансатлантическая акция по помощи Тбилиси в восстановлении.

Во-вторых, мы не должны притворяться, будто Россия - нейтральный миротворец в конфликтах на своих границах. Россия - часть проблемы, а не ее решение. Слишком долго Москва пользовалась существующими международными мандатами для проведения неоимперской политики. Мы должны дезавуировать эти мандаты и потребовать размещения подлинно нейтральных международных сил под эгидой ООН для мониторинга будущего прекращения огня и посредничества.

В-третьих, мы должны отражать давление, оказываемое Россией на соседей - особенно, Украину, которая, вероятно, станет следующей мишенью России, стремящейся создать новую сферу гегемонии. Соединенные Штаты и Европейский Союз должны четко заявить, что не допустят превращения Украины и Грузии в некую 'серую зону'.

Наконец, Соединенные Штаты и Европейский Союз должны четко заявить о том, что подобного рода агрессия негативно отразится на наших отношениях и позиции России в мире. Военное вмешательство Запада в Грузии исключено, и никто не хочет в XXI веке новой 'холодной войны', но действия Москвы нельзя игнорировать. Существует немало политических, экономических и других сфер, позиция России в которых должна подвергнуться пересмотру. Москве также следует дать понять, что ее поведение может оказать негативное воздействие на ее собственный престижный проект - Олимпиаду в Сочи.

Из-за слабости западной дипломатии и отсутствия трансатлантического единства мы не сумели предотвратить войну, которой можно было избежать. Лишь прочное трансатлантическое единство может остановить эту войну и возместить громадный нанесенный ущерб. Иначе нам лишь останется прибавить еще один пункт к списку внешнеполитических провалов нынешней администрации.

Рональд Асмус - заместитель государственного секретаря в администрации Клинтона, исполнительный директор Трансатлантического центра Фонда Маршалла "Германия - США" (German Marshall Fund of the United States).

Ричард Холбрук - посол США при Организации Объединенных Наций, автор ежемесячной колонки для Washington Post.

_______________________________________

Если Западу придется выбирать между Москвой и Тбилиси... ("Le Monde", Франция)

И кто захочет воевать с Россией? ("Christian Science Monitor", США)