Всю прошедшую неделю стороны, имеющие хоть какое-то отношение к конфликтам на территории Грузии, только и говорили, что о различных планах их урегулирования. Как и полагается, сколько сторон, столько и планов.
Но в общих чертах, реально планов два - грузинский и российско-осетино-абхазский.
Возможно, что предложенный президентом Грузии вариант урегулирования конфликтов покажется в Москве, Сухуми и Цхинвали неприемлемым и слишком уж прогрузинским, однако очевидно, что любой подобный план - это лишь точка отсчета, если угодно объект торга. Часто окончательные варианты соглашений на такие темы существенно отличаются от первоначальных - главное, чтобы было желание и готовность идти на компромисс.
Российский план никаких взаимных компромиссов не предусматривает - в Москве, Цхинвали и Сухуми в один голос требуют подписания соглашения о неприменении силы и фактического разоружения Кодорского ущелья, заявляя, что в противном случае переговоры лишены смысла.
В чем тут изюминка, почему Россия так настаивает на этом плане? На самом деле, вся прелесть кремлевского плана урегулирования - в его полном отсутствии. То, что предлагает Москва, не называется мирными переговорами - для этого есть другое слово - капитуляция. Взять на себя обязательство никогда не применять силу и разоружить Кодорское ущелье - замечательно, а что взамен? Да в общем-то ничего. Если не считать, что впервые за всю историю своего существования ведомство Лаврова похвалит Грузию. Спасибо большое, но это недостаточное условия для полной сдачи. Самые главные проблемы - статус непризнанных территорий и возвращение беженцев не просто откладываются в долгий ящик, а становятся официально неразрешимыми - при этом с полного согласия Тбилиси.
При этом Москва обещает взамен не признавать Абхазию. Однако любому объективному наблюдателю ясно, что Кремль и так не признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами - и не потому, что боится сепаратизма на своей территории - против этого у России есть испытанный метод - уничтожить треть населения, а среди случайно выживших провести референдум - и дело в шляпе.
Все дело в том, что признание независимости имеет смысл, когда оно коллективное - кроме России это должен сделать еще хоть кто-нибудь. Разумеется, такие высокочтимые друзья Кремля, как Венесуэла, Северная Корея и теперь еще Зимбабве - не в счет - имеется в виду хоть одно нормальное, человеческое государство. Поскольку ни одно из таковых не планирует признания Абхазии и Южной Осетии ни в каком виде, то со стороны Москвы это тоже не имеет смысла. Гораздо проще сделать чужие территории своими по факту, без юридического оформления.
А то, что на этих территориях уже сформировались полумафиозные недогосударства - ну так кому же их поддерживать, как не Кремлю, который специализируется исключительно на поддержке одиозных и часто людоедских режимов. Самый последний пример - это героическая защита Кремлем борца с мировым империализмом, президента Зимбабве Роберта Мугабе, который 28 лет благополучно высасывает все соки из своей страны, и планирует делать это дальше - теперь уже при поддержке России.
Согласитесь, на фоне Мугабе, Сергей Багапш, и даже извините за выражение, Кокойты - это просто гиганты мысли и отцы российской демократии.
__________________________________
Столкновение в Грузии - урок для США о роли России ("The New York Times", США)
Саакашвили решил, что США дали ему карт-бланш ("Liberation", Франция)
Удастся ли Грузии решить конфликт с Южной Осетией? ("День", Украина)