Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не переусердствовала ли Грузия в Осетии?

Если США и их союзники не продемонстрируют желания идти на конфронтацию с рассерженной и усиливающейся Россией в регионе, который она считает зоной своих интересов, что маловероятно, то разумно делать ставки на Москву.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Битва, развернувшаяся в Грузии в то время, как мировые лидеры любовались чудесами пиротехники на открытии Олимпийских игр в Пекине, может оказаться самым серьезным вызовом равновесию сил после распада Советского Союза.

Saturday, Aug. 09, 2008

Разумеется, жертвами стали мирные жители Грузии и отколовшейся от нее Южной Осетии, оказавшиеся в самой гуще боевых действий между грузинскими военными и южноосетинскими сепаратистами, за которыми стоит более мощная Россия. Утверждается, что за два дня ожесточенных боев (а к вечеру субботы не было никаких признаков их скорого окончания) погибли сотни человек, а тысячи пострадали в результате гуманитарного кризиса, вызванного этими столкновениями. Но битва, развернувшаяся в Грузии в то время, как мировые лидеры любовались чудесами пиротехники на открытии Олимпийских игр в Пекине, может оказаться самым серьезным вызовом равновесию сил после распада Советского Союза.

Более десяти лет Грузия и Южная Осетия жили в относительном мире, готовые, однако, в любой момент к новой войне. В начале девяностых регион откололся от Грузии, после того, как та провозгласила свою независимость от Советского Союза. После затяжной войны, в ходе которой погибло около тысячи человек, а тысячи грузин были вынуждены покинуть регион, Грузию принудили к подписанию соглашения о прекращении огня, в результате которого Южная Осетия - крохотная гористая территория, на несколько футбольных полей меньше Род-Айленда, стала фактически самоуправляемой, но неспособной добиться международного признания. Однако все эти годы Россия защищала этот регион, оказывая ему финансовую и военную поддержку, и даже выдавала паспорта его жителям, пользуясь самопровозглашенной независимостью Южной Осетии, равно как Абхазии, еще одного региона, отколовшегося от Грузии, в качестве рычага давления на Тбилиси, который объявил о своем желании вступить в НАТО. Москва считает движение Грузии в сторону НАТО частью стратегии по враждебному окружению России западными державами, а, когда западный альянс одобрил в начале этого года отделение Косово от Сербии, несмотря на то, что ее независимость не признана ООН, многие аналитики ожидали, что в ответ Россия продолжит разжигать пламя сепаратизма в Грузии.

У президента Грузии Михаила Саакашвили своя программа действий - он победил на выборах 2004 г., пообещав вернуть отколовшиеся территории и вступить в НАТО. Он столь настойчиво добивается расположения США, что сегодня грузинский контингент в Ираке составляет 2000 человек, являясь третьим по численности после американского и британского, хотя теперь Тбилиси сообщил, что он намерен вернуть, по крайней мере, половину военнослужащих на родину для отражения угроз безопасности в Южной Осетии. Но последние действия грузинского президента будут истолкованы некоторыми как желание надавить на государства-члены НАТО, не желающие рассматривать вопрос о возможном вступлении Грузии из опасений перед негативной реакцией России. Поэтому, после пары дней перестрелок между правительственными войсками и силами сепаратистов грузинский лидер начал полномасштабное вторжение, цель которого, по словам его чиновников, заключается в 'восстановлении конституционного порядка', то есть, контроля центрального правительства над Южной Осетией. Прямо скажем, наступление было рискованным ходом, поскольку Саакашвили мог не сомневаться в готовности Москвы защитить сепаратистов. Более того, официальные лица НАТО не раз предупреждали грузинское правительство о том, что не стоит пытаться решать спор силовыми средствами. Однако он настоял на своем.

В пятницу грузинские войска подвергли обстрелу населенные пункты Южной Осетии и начали глубокое наземное вторжение. По сообщениям журналистов, к полудню они практически подавили сопротивление и установили контроль над столицей Южной Осетии Цхинвали. На город были брошены авиация, артиллерия и танки, и, по утверждениям официальных представителей Южной Осетии, погибло более 1000 человек. Однако молниеносное наступление, по-видимому, позволило восстановить контроль Грузии над отколовшейся провинцией и выполнить предвыборное обещание Саакашвили. Наступление вызвало бурю ликования в столице Грузии Тбилиси. 'Грузины исключительно патриотичны от природы, и это событие стало для них мощным объединяющим фактором', - говорит Time Дэвид Уомбл (David Womble), директор местного отделения христианской неправительственной организации WorldVision. По его словам, в какой-то момент на улицах столицы появились тысячи машин, водители которых отчаянно сигналили, а пассажиры - размахивали грузинскими флагами. 'Можно было подумать, что Грузия стала чемпионом мира и празднует это событие', - говорит Уомбл.

Первой реакцией России был созыв чрезвычайной сессии Совета Безопасности ООН в надежде на принятие резолюции с призывом к немедленному прекращению огня между Грузией и Южной Осетией. Но российский проект резолюции вызвал острый спор. Соединенные Штаты и другие страны возразили против формулировок, призванных, по всей видимости, не допустить осуждения России за применение силы. Россию часто обвиняют в том, что она дестабилизирует регион ради собственной выгоды и пользуется своими миротворческими силами в качестве прикрытия для сохранения военного присутствия в регионе. Совет Безопасности не сумел договориться о принятии резолюции, а на следующий день, когда российские СМИ начали сообщать о жертвах среди российских военнослужащих и мирных жителей Южной Осетии, президент Дмитрий Медведев выступил в прайм-тайм на общенациональном телеканале с воинственным заявлением: 'Я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились, - строго заявил он. - Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание'. В это время начался ввод российских танков и артиллерии в Южную Осетию, а российские самолеты начали наносить удары по грузинским позициям. К субботе появились противоречивые сообщения о том, какая из сторон контролирует Южную Осетию, но российские самолеты разбомбили грузинский город Гори. По словам грузинских официальных лиц, в результате бомбежек погибло 60 человек.

Неизвестно, является ли этот эффект задуманным, но Москва теперь, по всей видимости, стремится использовать стратегическое перенапряжение Саакашвили, чтобы преподать жестокий урок не только грузинам, но и другим соседям, стремящимся к союзу с Западом против России. Саакашвили обращается к Западу с призывами о помощи, ссылаясь на то, что мировое сообщество признает Южную Осетию частью территории Грузии. 'Против Грузии начата полномасштабная агрессия', - заявил он, призвав к вмешательству Запада. Но, учитывая прежние предупреждения НАТО, участие альянса в других операциях и нежелание многих его государств-членов настраивать против себя Россию, Грузия, скорее всего, получит лишь словесную поддержку со стороны Запада, в котором она хочет видеть своего защитника. По-видимому, Саакашвили недооценил масштаб российской реакции и переоценил поддержку со стороны США и их союзников, на которую он мог бы рассчитывать. Возможно, грузинский лидер ожидал, что Вашингтон выступит в его защиту, тем более, что его страна играет центральную роль в энергетической геополитике - Грузия является единственной альтернативой России к качестве маршрута трубопровода по доставке на запад нефти из Азербайджана. Но Россия не угрожает Грузии оккупацией. Москва утверждает, что она пользуется своей военной силой исключительно для того, чтобы восстановить границу сепаратистского образования, что, впрочем, стало бы для Саакашвили унизительным поражением.

Хотя исход еще не предопределен, наступление, предпринятое Грузией с целью возвращения Южной Осетии, может принести победу только одной стороне - или Саакашвили или Москве. Если США и их союзники не продемонстрируют желания идти на конфронтацию с рассерженной и усиливающейся Россией в регионе, который она считает зоной своих интересов, что маловероятно, то разумно делать ставки на Москву.

При участии Яши Ливайна (Yasha Levine), Москва

* * * * * * *

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

__________________________

Столкновение в Грузии - урок для США о роли России ("The New York Times", США)

И кто захочет воевать с Россией? ("Christian Science Monitor", США)

На своих южных границах Россия играет с огнем ("The Times", Великобритания)