Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Запад может дать отпор России

Пусть огорчением для Москвы, решившей вторгнуться в соседнюю страну, послужит сила, процветание и полная независимость Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Учитывая то, что в последние годы Москва ведет разбойничью политику как у себя в стране, так и за рубежом при крайне деликатных протестах со стороны США и их союзников, не следует удивляться решению России о покорении двух регионов, отколовшихся от Грузии. Тем не менее, оно должно раз и навсегда избавить политиков Вашингтона и Брюсселя от иллюзий о том, что Россия намерена стать частью мирного сообщества демократических стран Европы, возникшего после окончания 'холодной войны'.

August 12, 2008; Page A21

Учитывая то, что в последние годы Москва ведет разбойничью политику как у себя в стране, так и за рубежом при крайне деликатных протестах со стороны США и их союзников, не следует удивляться решению России о покорении двух регионов, отколовшихся от Грузии. Тем не менее, оно должно раз и навсегда избавить политиков Вашингтона и Брюсселя от иллюзий о том, что Россия намерена стать частью мирного сообщества демократических стран Европы, возникшего после окончания 'холодной войны'. Смысл вторжения Кремля в Грузию, в ходе которого под угрозой оказалась столица страны Тбилиси, состоит в том, чтобы продемонстрировать миру, насколько беспомощным стал наш порядок в сфере безопасности.

Для Москвы ошибка президента Грузии Михаила Саакашвили, поддавшегося в конечном итоге на российские провокации и на прошлой неделе направившего свои войска в Южную Осетию, стала тем удобным случаем, которого она искала и к которому готовилась заранее.

Вопреки мнению некоторых, Южная Осетия - это не реакция на признание независимости Косово от Сербии Америкой и Европой, невзирая на возражения России. Уже какое-то время Россия находится 'в состоянии войны' с демократической Грузией. Премьер-министр России Владимир Путин, крайне раздраженный решимостью Саакашвили и желанием Грузии вступить в НАТО, поначалу попытался поставить страну на колени, развязав в 2005 г. экономическую войну. Он перекрыл доступ грузинских товаров на российские рынки, изгнал из России грузин, в четыре раза увеличил цену российских энергоносителей для Грузии и прервал транспортное сообщение.

Но Грузия не пала. Наоборот, она расцвела: после того, как 'революция роз' 2003 г. покончила с коррумпированным правлением Эдуарда Шеварднадзе, бывшего советского министра иностранных дел, Грузия предприняла крупномасштабные реформы своих правительственных структур, преодолела коррупцию, которая до 'революции роз' пронизывала все сферы ее жизни и нашла новые рынки для своей продукции в Турции и Европе. Она упорно проводила в жизнь экономические реформы, в том числе, направленные на поддержку бизнеса, почти беспрецедентные для развивающихся стран - снижение налогов и роли государства в экономике, приватизация государственных предприятий. Все это нашло отражение в резком повышении позиции Грузии в рейтинге Всемирного банка 'Doing Business'. То, что экономические санкции, введенные Россией против Грузии, не оказали желаемого эффекта, еще более усилило идеологический вызов, брошенный 'революцией роз' путинскому видению России.

Не сумев подчинить Тбилиси своей воле, Кремль в последние месяцы усилил давление и активизировал провокации в Южной Осетии и Абхазии - направив подкрепление российским силам и поддерживаемым Россией военизированным формированиям, нарушая воздушное пространство Грузии, проводя артобстрелы грузинских сел и форпостов и приняв резолюцию, согласно которой эти две провинции будут в административном отношении равнозначны российским регионам. В 2004 г. Россия начала выдавать паспорта жителям Южной Осетии и Абхазии, и сегодня этот факт служит одним из главных обоснований ожесточенности военной кампании Москвы.

Однако 'нахальство' Грузии, стремящейся к членству в НАТО и налаживанию тесных связей с Европой, не объясняет в полной мере эту демонстрацию грубой силы Москвой. Выступая в феврале прошлого года на Мюнхенской конференции по безопасности, Путин дал понять, что Россия больше не намерена принимать международные правила, установленные демократическим Западом. Это был прямой вызов США и Европе, и мы не нашлись, что ответить. Если не считать Джона Маккейна, который предостерег Москву от 'ненужной конфронтации', ни один американский или европейский чиновник из присутствовавших на конференции не попытался дать отпор. С тех пор презрение Москвы к НАТО, Европейскому Союзу и Вашингтону только возросло.

Остановить эту тенденцию будет непросто, но это абсолютно необходимо. На кону стоят международное право, энергетическая безопасность, будущее НАТО и авторитет Америки в том, что касается поддержки новых демократий. Речь также идет об отражении открыто гегемонистских планов России в отношении ее соседей, включая Украину - утверждается, что Путин, встречаясь несколько месяцев назад в Сочи с президентом Бушем, сказал ему, что она 'даже не государство'.

Что может сделать Запад? Первый шаг для США и их союзников - оказать Тбилиси военную и медицинскую помощь. Если мы хотим, чтобы демократия там выжила, то грузины должны поверить в то, что они могут рассчитывать на нас. На настоящий момент прохладная реакция Запада дает им серьезные поводы для сомнений. Кроме того, Вашингтон должен возглавить инициативу по составлению списка экономических и дипломатических санкций в отношении России, которые заставят Москву реально заплатить за содеянное. Россия должна знать, что Запад в большей степени способен выстоять в новой 'холодной войне', чем Россия с ее нефтезависимой экономикой.

Далее, Запад должен воспользоваться аргументом России о том, что ее роль в Южной Осетии и Абхазии обоснована необходимостью в защите местного населения. В таком случае Москва не должна возражать против размещения в этих двух регионах миротворческой и наблюдательной миссии, действующей на основании мандата ООН вместо плохо продуманной системы 'миротворцев', которая до начала войны состояла из российских военных, вооруженных формирований местных сепаратистов и грузинских сил. Нужно, по крайней мере, заставить Путина и Медведева, нового президента России, вновь занять оборонительную дипломатическую позицию.

В долгосрочном плане крайне важно ослабить мертвую хватку, которой Россия держит поставки энергоресурсов в Европу. Неспособность ЕС навести порядок у себя дома путем диверсифицикации поставок энергоносителей и призывы к России открыть свой рынок создали ситуацию, при которой Москва справедливо полагает, что у нее есть значительные рычаги влияния на политическую позицию таких стран, как Германия.

На последнем саммите НАТО, состоявшемся в апреле, именно Германия возглавила оппозицию распространению на Грузию Плана действий по подготовке к членству в альянсе, подчеркивая, что стране, имеющей неразрешенные конфликты, не может быть позволено вступать в НАТО. Вероятно, еще какое-то время мы не узнаем, какой именно расчет был сделан в Кремле, когда он принял решение об отправке войск в Грузию, но можно с уверенностью предполагать, что позиция Германии не способствовала отказу России от намеченного.

Пусть огорчением для Москвы, решившей вторгнуться в соседнюю страну, послужит сила, процветание и полная независимость Грузии. Развивая успех, которого Грузия уже добилась, Брюссель и Вашингтон должны открыть перед Тбилиси путь к членству в НАТО и ЕС.

Г. Шмитт - директор программы специальных стратегических исследований Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute). М. де Лоренцо - штатный научный сотрудник AEI.

_____________________________________

Столкновение в Грузии - урок для США о роли России ("The New York Times", США)

Буш тоже участвовал в подготовке войны на Кавказе ("The Boston Globe", США)

Русские блестяще, хотя и цинично, переиграли Саакашвили ("Daily Mail", Великобритания)