Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Добро пожаловать назад, в 19-й век

Многие обвиняют "вспыльчивого" Михаила Саакашвили в том, что он начал дразнить медведя

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие обвиняют "вспыльчивого" Михаила Саакашвили в том, что он начал дразнить медведя. Безусловно, он далеко не ангел. Ведь он первым приказал своей армии двинуться на Южную Осетию? Но и в 1939 году "вспыльчивых" поляков обвиняли в том, что они отказываются умиротворять Гитлера. Смертным грехом Тбилиси стало то, что эта страна попыталась вырваться из медвежьих объятий и уютно свернуться калачиком на коленях у Запада

Подождите минутку, какой сегодня век? Вроде бы 21-й? Хронологически, да. Но в прошлую пятницу Россия, подобно сумасшедшему ученому Эммету Брауну из фильма "Назад в будущее", забросила нас на 150 лет назад на Кавказ - в эпоху империализма и геополитики, войн за ресурсы и сферы влияния.

Это был именно 19-й век, когда российский премьер-министр Владимир Путин мимоходом обронил, что "началась война". В былые дни такие заявления были обычным делом. Война, если вспомнить слова Клаузевица, это просто "продолжение политики с привлечением иных средств". (Если нужны конкретные примеры, вспомните Крымскую войну, захват Германии Пруссией, войны на Балканах. А затем взгляните дальше - на Испано-американскую и Русско-японскую войны.)

Но ведь сегодня на дворе 21-й век, не так ли? По крайней мере, на том огромном участке территории, который простирается от Беркли до Берлина и далее до Пекина (с ответвлением в сторону Москвы), все сложные слова, имеющие в качестве первого корня "гео", могут иметь отношение только к экономике. На смену боевым действиям пришло благоденствие, танкеры заменили танки, а платежный баланс - баланс сил. По крайней мере, на оси Берлин-Беркли все мы играем в игры с обоюдным выигрышем, ведя переговоры, заключая сделки и занимаясь потреблением.

Скандируя "Нет войне", мы беспокоимся по поводу "мягкой политики" и "мягкой силы": как бороться со СПИДом и опустыниванием, как победить атипичную пневмонию и ипотечный кризис. Конечно, в международной политике все по-прежнему намного жестче - там идет вечная борьба за влияние и преимущества. Но "последний довод" в ней уже не используется. Мы на Западе уже и не думали о том, что кто-то из своего блиндажа начнет поливать нас пулями из своего АК-47.

Поздоровайтесь с Владимиром Путиным и его дублером Дмитрием Медведевым. Напав на Грузию, они подняли занавес новой премьеры после Второй мировой войны. Они начали первую настоящую войну в "большой Европе" после 1945 года. (Столкновения на Балканах в 90-е годы были внутренними войнами за отделение; вторжение в Прагу в 1968-м было "актом централизации Варшавского Договора", если вы позволите мне такое выражение.)

Но на Кавказе все по-настоящему: армии совершают марши, курсируют военные корабли, летят ракеты. Многие обвиняют "вспыльчивого" Михаила Саакашвили в том, что он начал дразнить медведя. Безусловно, он далеко не ангел. Ведь он первым приказал своей армии двинуться на Южную Осетию?

Но и в 1939 году "вспыльчивых" поляков обвиняли в том, что они отказываются умиротворять Гитлера. Поэтому он 1 сентября просто сравнял Варшаву с землей. Критиковали и чехов - эту "далекую страну, о которой мы мало знаем" - за то, что она упрямо не соглашалась на требование Германии отдать ей Судетскую область.

Апологеты России могут выдвинуть массу смягчающих обстоятельств, начиная с главного - рождественского дня 1991 года, когда в последний раз в Кремле опустился "серпастый и молоткастый" советский флаг, и в небо взвился российский триколор. Бац! И исчезла целая империя от Балтики до Казахстана. Но это огорчило русскую душу. Точно так же, как огорчил ее любовный роман Грузии с Соединенными Штатами. Как смеет Грузия, родина Сталина, украдкой лезть в ЕС и НАТО?

Но в более крупном масштабе мировых событий геополитические преступления Грузии тускнеют на фоне простой исторической истины: 8 августа стало расплатой за 25 декабря, когда исчезла советская империя.

Ведь это, как сказал нам Путин, была "величайшая геополитическая катастрофа столетия". Став в 2000 году неоцарем, он начал напряженно, а со временем и все более топорно, трудиться над исправлением вердикта "холодной войны", пытаясь вернуть то, что Россия утратила.

***

Поэтому забудьте о пустых угрозах и неумелых действиях Саакашвили. Начинайте думать о "ревизионизме" и "экспансионизме". Это излюбленные термины историков дипломатии, которые пытаются объяснить поведение государств, раскачивающих лодку. Ревизионистская держава хочет вернуть то, что когда-то ей принадлежало. Экспансионистская держава хочет больше для себя и меньше для остальных. Этим "синдромом РЭ" очень удобно объяснять путинскую стратегию за последние восемь лет. Проведите дугу от Прибалтики до Каспия, и начинайте считать.

Москва развязала кибернетическую войну против маленькой Эстонии, которая прежде входила в состав Советского Союза. Она пригрозила нацелить свои ядерные ракеты на Чехию и Польшу, если те разместят на своей земле американскую систему противоракетной обороны, которая может угрожать российскому потенциалу ответного удара. Она пользуется незначительными ценовыми разногласиями (которые обычно разрешают орущие друг на друга юристы) для прекращения поставок газа, показывая тем самым Украине, Белоруссии и бывшим странам-членам Варшавского Договора, кто в "общеевропейском доме" (мы вспоминаем знаменитую фразу Горбачева) хозяин.

Путин всегда приберегал самое жесткое обращение для Грузии. Смертным грехом Тбилиси стало то, что эта страна попыталась вырваться из медвежьих объятий и уютно свернуться калачиком на коленях у Запада. С тех пор Москва старается поработить эту страну или расколоть ее на части. Для этого она ведет курс на подрыв Грузии, прекращая с ней торговлю и перекрывая ей газ, или вовсе пытается уложить ее под топор мясника. Поэтому Россия содействует отделению Абхазии и Южной Осетии, поставляя им оружие и направляя туда войска. По сообщениям с мест боев, Россия в этой войне не хочет ограничиваться изгнанием грузинских войск из Южной Осетии. По словам президента Саакашвили, русские захватили город Гори в центральной Грузии, разрезав страну на две части. Москва это отрицает.

Цель вполне достойна 19-го века: господство и победа в войне за ресурсы. Грузия - это, так сказать, "последняя из независимых" стран, важный маршрут транзита нефти и газа, который идет в обход России в сторону Черного моря, а затем (вместе с запланированным к строительству газопроводом) через Турцию в Средиземноморье. Не случайно российские самолеты бомбят всю страну, едва не попадая по трубопроводам. Это сигнал Западу: "Не нужно больше вкладывать здесь средства в энергетику".

Если Москва получит контроль над Грузией, для Европы это будет последнее "прощай" и пожелание удачи в будущем. Весь закупаемый ею в Евразии газ и нефть (за исключением ближневосточного) так или иначе будет проходить через руки России.

Поэтому на Кавказе мы становимся свидетелями не той ситуации, когда беспокойные аборигены "размораживают" "замороженные конфликты". Кто когда-нибудь слышал об Абхазии? А Осетия - это разве не сорт икры? Нет, это горячие точки Большой Игры 21-го века. И вопрос сегодня стоит так: кто получит контроль над бассейном Каспия, являющимся второй после Ближнего Востока сокровищницей стратегических ресурсов?

Продвигаясь вглубь грузинской территории, Россия подает Западу сигнал: контроль получу я. Увы, ни Соединенные Штаты Америки, ни Евросоюз не готовы к возврату в 19-й век. Они думали, что Клаузевиц умер раз и навсегда, что сейчас все игры ведутся обоюдовыгодно, что Россия, привлеченная приманкой респектабельности и богатства, превратится в ответственную мировую державу. Очевидно, дипломат и историк Джордж Кеннан (George F. Kennan) был прав. Это ему приписывают очень уместный афоризм: "У России на ее границах могут быть только вассалы или враги".

Но вопрос здесь гораздо глубже, и он переходит рубеж событий 8 августа. Где границы России? Удовлетворится ли она Грузией? Российский канцлер князь Горчаков говорил в 1864 году в период покорения Кавказа: "Самая большая трудность состоит в том, как узнать, где надо остановиться". И далее, каков характер российского режима? Что это: государство, в котором живут, которым правят, и которым пользуются головорезы?

По крайней мере, одно мы знаем наверняка. Мечты о многополярности, о коллективном управлении преждевременны. Ревизионистские державы никогда не бывают ответственными. Это относится и к Китаю. Хотя Пекин идет курсом "мирного подъема", он также хочет больше для себя и меньше для общего блага. Именно Китай и еще одно претендующее на статус супердержавы государство - Индия похоронили переговоры в Дохе, а вместе с ними и все шансы на расширение свободной торговли.

Таким образом, остаются только две традиционные силы, которые заботятся о глобальных делах - Америка и Европа. Да, и еще НАТО - альянс, который, казалось бы, обречен на гибель в связи с победой в "холодной войне". Но 8 августа господа Путин и Медведев вкололи "старой даме" так много стероидов, что их трудно будет переварить по пути на Пекинскую Олимпиаду.

Йозеф Йоффе - редактор и издатель газеты Die Zeit, сотрудник Института международных исследований (Institute for International Studies) и Гуверовского института (Hoover Institution) (оба - при Стэнфордском университете).

* * * * * * *

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

_____________________________

Саакашвили: "Война в Грузии - это война за Запад" ("The Wall Street Journal", США)

Буш тоже участвовал в подготовке войны на Кавказе ("The Boston Globe", США)

Война Путина против Грузии является частью масштабной стратегии ("The Washington Post", США)