Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Москва не могла действовать иначе'

Нынешний конфликт станет для России тестом на доверие

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом и состоит проблема. В свое время ее отмечал Александр Дюма. Существует не одна, а множество Грузий. Многочисленные малые народности, близкие к Турции, Армении или Азербайджану, крайне недовольны политикой Тбилиси. Необходимо отметить, что при Сталине Грузия начала широкую программу по национальной гомогенизации, чтобы создать один народ. Грузинский национализм существовал еще в 1920-е годы...

Анализ Эрика Хесли, специалиста по России, автора книги 'Покорение Кавказа' (A la Conquеte du Caucase)

- По мнению Запада российско-грузинский конфликт является доказательством вновь обретенного высокомерия и возрожденных имперских амбиций России

- Российские ответные действия в Южной Осетии - классический процесс возвращения Россией своих позиций в зоне, имеющее непосредственное отношение к вопросам, затрагивающим ее безопасность. Это тем более важно, что в 1990-е годы ее влияние на Кавказе значительно уменьшилось. Поэтому неудивительно, что стержнем российской политики в кавказском регионе является неприятие расширения НАТО на территорию приграничных с Россией государств.

- Однако НАТО настаивает на том, что она - всего лишь оборонительный военный альянс . . .

- Это - аргумент НАТО. Россия считает, что НАТО - враждебный военный альянс, стремящийся взять ее в кольцо. Русские не забыли, что в Афганистане или Сербии атлантический альянс играл далеко не оборонительную роль. Нынешний конфликт станет для России тестом на доверие. Немногие регионы Кавказа испытывают к ней расположение. Наиболее пророссийски настроены осетины, и, в меньшей степени, абхазы. Армения также симпатизирует своему большому соседу. Поэтому Москва ни коим образом не могла позволить грузинам оккупировать территорию союзника, не прореагировав на это. Российская власть должна была показать, что сдержит свои обещания державы-защитницы. У Кремля еще есть немного времени, которым он может воспользоваться, чтобы унижать Михаила Саакашвили - пытаясь при этом полностью не оттолкнуть от себя общественное мнение Грузии,- нанося дорогостоящие удары по обороне Грузии.

- Начало этой войны доказывает, что Россию по-прежнему возглавляет Владимир Путин (премьер-министр). Как Вы считаете?

- Те, кто верят в то, что между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным существуют расхождения во мнениях, тешат себя иллюзиями. Новый президент России создает себе имидж политика умеренных взглядов. Он не может позволить себе показаться слабым, особенно в начале своего президентства. Россия не могла поступить иначе. Она должна была прибегнуть к военной силе, чтобы восстановить статус-кво и нанести унизительное поражение президенту Грузии.

- Чем, по-вашему, вызвано решение Грузии начать военные действия в Южной Осетии?

- Верить в то, что блицкриг лучше всего подходит для взятия столицы Осетии во время Олимпийских игр, было безрассудством. Время было выбрано неудачно, что заставляет сомневаться в политической дальновидности тех, кто принял это решение. Удивительно, что перед началом вторжения президент Грузии не счел нужным заручиться поддержкой западных держав. Победа российской армии также могла обернуться неприятными последствиями. Расчет Саакашвили безусловно состоит в том, чтобы продемонстрировать общественному мнению в Америке и Европе, что Грузия находится во власти перепадов настроения Кремля. Грузия слаба, поэтому у нее не было другого выхода, кроме вступления в НАТО, цель номер один для Тбилиси, начиная с 2004 года. Однако Грузия не фигурирует в списке стран, чье вступление в НАТО было одобрено на саммите альянса в Бухаресте. Теперь, после грузинской интервенции, можно задаться вопросом, какой будет реакция НАТО. Тот факт, что Грузия готова применять силу для урегулирования внутренней проблемы может привести страны-члены альянса к мысли, что она слишком неудобный партнер.

- Является ли Южная Осетия истинной ставкой в этой игре?

- Осетины - народ, который всегда контролировал главный путь через Кавказский хребет, а именно Крестовый перевал, который русские называют Военно-Грузинской дорогой. Осетины использовали эту стратегическую позицию, чтобы играть на соотношении сил между своими северными и южными соседями. Не будет преувеличением назвать их урийцами (жители кантона Ури - прим. пер.) Кавказа. В большинстве своем православные христиане, они близки к Москве и сыграли важную роль в истории России. Это - один из регионов, откуда вышло больше всего советских генералов и офицеров высшего состава. Среди всех народов Северного Кавказа именно осетины проявили меньше всего расположения к войскам вермархта во время Второй мировой войны.

- Одной из приоритетных задач Саакашвили было повторное завоевание сепаратистских республик Южной Осетии и Абхазии.

- В этом и состоит проблема. В свое время ее отмечал Александр Дюма. Существует не одна, а множество Грузий. Многочисленные малые народности, близкие к Турции, Армении или Азербайджану, крайне недовольны политикой Тбилиси. Необходимо отметить, что при Сталине Грузия начала широкую программу по национальной гомогенизации, чтобы создать один народ. Грузинский национализм существовал еще в 1920-е годы, когда регионы, такие как Осетия, пользовались некоторой автономией. Но он значительно усилился после краха Советского Союза. Грузия хотела, чтобы в стране был один язык, одна религия, одна нация. После провозглашения независимости языки и школы этнических меньшинств были запрещены. Эти военные или административные действия вызвали очень бурную реакцию местного населения. Сегодня многие национальные меньшинства не желают быть частью грузинского государства. Я хотел бы напомнить, что результаты двух референдумов, проведенных в Осетии, оказались не в пользу грузинских властей. То же самое и в Абхазии. Однако нельзя закрывать глаза на очевидные факты: в одиночку эти регионы экономически вряд ли смогут выжить. Независимость для них не перспективный путь развития.

- Изменит ли ситуацию нападение Грузии на Южную Осетию?

- Непросто будет заверять осетин, что их с удовольствием примут в состав грузинской республики в статусе национального меньшинства, когда их столицу только что бомбили. Этот пример хорошо демонстрирует, что мы, как правило, видим лишь манипуляции крупных держав, и забываем про проблемы этнических меньшинств.

- В случае Косово подход Запада был иным?

- Тут наблюдается полное противоречие. Как только сербы приняли меры для предотвращения этнических чисток, им сказали, что они утратили моральное право решать судьбу Косово. Осетины представляют этническое меньшинство полностью отличное от грузин. Их предками являются скифы, степные кочевники, оказавшие сильное влияние на культуру Северного Кавказа. Их язык не имеет ничего общего с грузинским. Если применять критерии Косово, осетины вполне могли бы попросить предоставить им независимость.

- Разве стремление Грузии к достижению национальной идентичности не менее законно?

- После распада Советского Союза, оно было законным. Грузия тогда оказалась зажатой между турецкой, российской, иранской и западными державами. Она находится на перекрестке ислама и христианства. Но ее же, после Украины, считают ближайшим собратом России. Отец Сталина был грузином, его мать - осетинкой. Знаменитые грузинские роды были частью российской буржуазии. Для россиян Грузия - что-то вроде Тосканы для европейцев. Вопреки видимости, кавказского проклятия не существует. Кавказ - это мозаика народов, у которых много общего, и которые обладают исключительной способностью к адаптации.

- Что можно сделать для примирения России и Грузии?

- Россия, погрязшая в ностальгии по имперскому прошлому, до сих пор не может смириться с тем, что бывшие советские республики стали полностью суверенными государствами. Пора ей это сделать. Грузия же, в высшей степени кавказская страна, получившая самый большой после Израиля объем американской помощи на душу населения, не принимает точки зрения отличные от своей из страха поставить под вопрос само свое существование. Ей также нужно смириться с тем, что у нее общая граница с российским государством. Если принять во внимание, что в России работает около миллиона грузин и она является главным потребителем грузинских товаров, Грузия не может делать вид, что России не существует.

* * * * * * *

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

____________________________

Москва вряд ли доставит Саакашвили такое удовольствие ("The Guardian", Великобритания)

Не переусердствовала ли Грузия в Осетии? ("Time", США)

Русские блестяще, хотя и цинично, переиграли Саакашвили ("Daily Mail", Великобритания)