В головах некоторых из тех, кто в последние несколько дней наблюдал бои на Кавказе, складывается простая и ясная композиция: храбрая республика Грузия, населением всего в несколько миллионов человек, атакована своим гигантским восточным (так в тексте — прим. перев.) соседом Россией. Подмешаем сюда все стереотипы 'холодной войны' — и получается классический лубок 'Давид и Голиаф', с соответствующим делением на 'хороших' и 'плохих'. Именно такая версия событий и представляется большинством западных СМИ. Факты, однако, рисуют несколько иную картину.
Хотел бы выразить совершенно четко: Россия этот конфликт не готовила, и Россия этот конфликт не выбирала. Победителей в этом конфликте нет. За несколько часов до грузинского вторжения Россия работала над тем, чтобы убедить Совет Безопасности Организации Объединенных Наций выступить с заявлением, призывающим и Грузию, и югоосетин открыто отказаться от возможности применения силы. Это заявление, которое могло бы помочь избежать кровопролития, было заблокировано западными странами.
В пятницу, после того, как мировые лидеры прибыли в Пекин на открытие Олимпийских игр, грузинские войска развернули полномасштабное наступление на Южную Осетию, уже 16 лет живущей фактически независимо от Грузии. Большая часть населения этого региона — граждане России. По условиям подписанного Грузией соглашения от 1992 года, для их защиты в регионе развертывается небольшой военный контингент российских миротворцев. Нападение, совершенное с земли и с воздуха, привело к гибели миротворцев; также погибло, по некоторым оценкам, до 1600 мирных жителей. Создалась ситуация гуманитарной катастрофы, результатом которой стал исход из региона 30 тысяч беженцев. Грузинский режим отказался поддерживать гуманитарный коридор и подверг обстрелу гуманитарную колонну. Также налицо четкие свидетельства совершенных им злодеяний — злодеяний настолько серьезных и систематических, что они должны быть квалифицированы как акты геноцида.
Поэтому неудивительно, что на неспровоцированное нападение на своих граждан Россия ответила развертыванием в Южной Осетии своего военного контингента. Ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ. Россия уже неоднократно предупреждала Тбилиси, что при необходимости использует силу для защиты своих граждан, и ее действия полностью соответствуют нормам международного права, включая положения Статьи 51 Устава ООН, дающей странам право на самооборону.
Военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален. Войскам была поставлена тактическая задача выдавить грузинские войска из региона, в котором они не имеют права находиться в соответствии с международными договоренностями. Несмотря на уверения Грузии в том, что она вошла в режим одностороннего прекращения огня, российские миротворцы и поддерживавшие их войска оставались под непрерывным огнем, и этот факт подтвержден как наблюдателями, так и журналистами, находящимися в регионе. У России не было иного выбора, кроме как наносить удары по военной инфраструктуре, находящейся все этого региона, так как она использовалась для поддержки грузинского наступления. Ответ России был целенаправленным, пропорциональным и законным.
Россию обвиняют в том, что она, прикрываясь этим конфликтом, пытается сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной. Это несусветная чепуха. Как только безопасность в регионе была восстановлена, президент объявил об окончании военной операции. У России нет намерения ни аннексировать, ни оккупировать какую-либо часть Грузии, и Россия в очередной раз подтвердила, что уважает ее суверенитет. В течение нескольких следующих дней — при том условии, что Грузия воздерживается от военных действий и не вводит свои войска в регион, Россия будет делать дальнейшие дипломатические шаги, необходимые для укрепления временного режима прекращения военных действий.
Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что, 'если мы не остановим Россию, если мир ее не остановит, завтра российские танки окажутся в любой из европейских столиц'. В другой раз он добавил, что 'речь идет уже не о Грузии. речь идет об Америке'. Понятно, что Грузии хотелось бы, чтобы нынешние события стали чем-то большим, нежели просто короткий, хотя и кровавый, региональный конфликт. И тем, кто в западных странах НАТО принимает серьезные решения, не грех было бы подумать, хотят ли они, чтобы в будущем тем, кто надевает форму их вооруженных сил, приходилось отвечать каждый раз, когда господин Саакашвили объявит войну кому-нибудь на Кавказе.
Россия — член Совета Безопасности и "Группы Восьми" ведущих промышленно развитых стран мира. Россия — партнер Запада в решении самых разных вопросов — от ситуации на Ближнем Востоке до Ирана и Северной Кореи. Россия, в полном соответствии с обязанностями мировой державы и гаранта стабильности на Кавказе, будет работать над обеспечением мирного и устойчивого разрешения нынешней ситуации регионе.
Сергей Лавров - министр иностранных дел Российской Федерации
* * * * * * *
Что это было? Принуждение к миру?! (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)
___________________________________________
'Москва не могла действовать иначе' ("Le Temps", Швейцария)
Отважная маленькая Грузия? Нет, риторика "холодной войны" не пройдет ("The Guardian", Великобритания)
Мы что, отправимся на войну, чтобы остановить русские бомбы? Ни в коем случае ("The Washington Post", США)