Осуществив свое первое вторжение в иностранное государство со времен распада Советского Союза, Россия нанесла ущерб своему статусу рационального деятеля на международной арене. Вчера она этот статус восстановила.
Прекращение огня, о котором объявил президент Медведев после пяти дней боев в Южной Осетии, поможет предотвратить полномасштабную гуманитарную катастрофу на Кавказе. Оно создает передышку для перехода к переговорам о мире, которые проходят в настоящее время в Москве. Таким образом, президент Грузии Саакашвили серьезно осрамился на международной арене, пусть в своей стране он и сохраняет популярность. Теперь Москва уверена в том, что ее гегемония в Южной Осетии и соседней Абхазии в обозримом будущем будет неоспоримой. С точки зрения Кремля, здесь присутствует даже нечто большее: Медведев и его безжалостный премьер-министр Владимир Путин могут теперь заявлять своим наиболее доверчивым сторонникам, что в борьбе за грузинские пограничные территории они обладают нравственным преимуществом.
Но это не так. Действительно, Медведев остановил российские войска до того, как они предприняли полномасштабное наступление на грузинскую столицу, и даже намека не подал на смену режима в Грузии, хотя это является одной из целей Кремля. Настаивая лишь на договоре о ненападении и выводе грузинских войск из двух спорных анклавов, он сумел проявить сдержанность и благоразумие.
У Саакашвили нет иного выбора кроме принятия условий России. Его мечта о восстановлении единства Грузии потерпела крах точно так же, как и его армия. Грузинские избиратели могут еще наказать его за наивную веру в традиционное олимпийское перемирие и за неофициальный альянс с США в целях сдерживания российской военной мощи.
Безусловно, Саакашвили переоценил свои возможности и перестарался. Теперь Франция и Германия, скорее всего, будут еще активнее выступать против грузинских мечтаний о вступлении в НАТО, опасаясь вновь спровоцировать Москву. Но все это не меняет сути событий последних пяти дней и уроков для Запада.
Грузия - суверенная и независимая страна. Россия напала на нее - якобы для защиты народа Южной Осетии, а в действительности - чтобы наказать Тбилиси за его стремление вступить в НАТО, а также и сам альянс за такое приглашение. Она хочет продемонстрировать двойные стандарты Запада, который поддержал самоопределение Косово, но выступил против такого самоопределения на Кавказе, а также дестабилизировать режим Саакашвили (которого Путин совершенно явно презирает).
Сигнал для бывших сателлитов России по Советскому Союзу таков: Москва по-прежнему добивается их послушания. Этот сигнал прозвучал громко и четко от Риги до Ташкента. Реакция западных стран должна быть не менее четкой и ясной: России нельзя позволять диктовать своим соседям, в каких альянсах им участвовать, и какие формы государственного управления создавать. Если демократическая Украина добивается вступления в Европейский Союз и НАТО, значит, она должна получить такую возможность без опасений возмездия в советском стиле. Несмотря на все недочеты Саакашвили, такую же возможность должна получить и Грузия.
Поэтому генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) был вчера прав, повторив обещание о принятии со временем Грузии в члены альянса, а также заявив, что российские войска должны не просто остановиться, но и вернуться на позиции, оговоренные миротворческими соглашениями.
НАТО была создана как альянс коллективной безопасности для США и их европейских союзников перед лицом мощной советской угрозы. Теперь, когда советская идеология мертва, даже Путин не в состоянии возродить такую угрозу. Следовательно, НАТО должна прояснить свою миссию на долгосрочную перспективу и успокоить постсоветскую Россию. В то же время, России необходимо придать современный характер своей внешней политике и согласиться на политическое многообразие вдоль своих границ. По иронии судьбы НАТО должна сначала сделать то, для чего была первоначально создана, и заявить Москве: все, дальше ни шагу.
_______________________________________________
Сергей Лавров: Почему действия России в Грузии были правильными ("The Financial Times", Великобритания)
Пороховой дым - как ароматерапия для ран Путина ("The International Herald Tribune", США)
'Продуманная игра' Михаила Саакашвили ("Los Angeles Times", США)