Специально для ИноСМИ
Эпиграф: "Как хороши, как свежи были розы!" (Произнесено грузинским солдатом 8 августа 2008 года в Цхинвали)
Теги в качестве эпиграфа: пухлый вождь розовой революции, агент влияния США, ножка Буша, военный преступник, в белом венчике из роз, под трибунал в Гаагу
* * * * * * *
Розовый отморозок
Зачем люди приходят в современную демократическую политику в развитых цивилизованных странах? В Грузии например? Чтобы служить своему народу, обществу, избирателям и даже гражданам, не охваченным священной процедурой свободного волеизъявления. Служить как можно эффективнее - лучше всего в качестве премьера, президента, на худой конец министра финансов.
Конечно, отдельные индивидуумы приходят во власть, чтобы набить свой бездонный карман государственными деньгами. Интересно, что этих мошенников тоже честно и демократически выбирают - близорукий избиратель до выборов не успевает рассмотреть подлинное лицо этих мздоимцев.
Что ж, в семье не без урода. Конечно, если не уродлива вся семья от мала до велика.
Но есть особая категория современных демократических политиков - отмороженные назначенцы. Они не пришли во власть, их, как ножки Буша, вырастили в особом инкубаторе, потом заморозили, чтобы не испортились раньше времени, но когда наступил праздничный день, их срочно разогрели в микроволновой печи и привели во власть.
За ручку, иногда за шиворот, иногда даже загнали пинками. Привели во власть в родных странах чужие сильные дяди и тети извне - чтобы им, этим чужим, было удобнее решать свои важные вопросы глобального масштаба в маленьких и беззащитных родных странах, куда обычно отмороженных назначают. Чтобы легче начинались нефтегазовые войны - самое близкое и доступное светлое будущее всего человечества.
К какой категории читатель этой статьи отнесет президента Грузии Михаила Саакашвили, догадаться нетрудно. Стоит подробнее рассмотреть Саакашвили как типичный феномен эпохи предсмертных конвульсий европейского и всемирного либерализма, как политический организм, выращенный по определенной рецептуре и для вполне конкретных целей.
Саакашвили типичен, Саакашвили прозрачен и обнажен для описания и анализа, ибо совсем юный возраст грузинской демократии и дал возможность соткать для Саакашвили хотя бы фиговый листок.
"Зачем живет такой человек?"
На всякий случай напомню, что это фраза из романа Достоевского "Братья Карамазовы" и касалась она Карамазова старшего - человека испорченного, порочного, но одержимого при этом мечтой о прекрасной Грушеньке и ее изгибах, стоящем на своем сладострастии как земля на трех китах. В сущности, это был безобидный романтик женской красоты.
Политик Михаил Саакашвили тоже одержим или как минимум производит впечатление одержимого. Но не совсем ясно, чем именно.
Я могу лично свидетельствовать: выступая в Страсбурге несколько месяцев назад, Саакашвили вел себя ненормально - он потребовал для себя особенного кресла на возвышении сбоку от длинного стола председателя ПАСЕ и его заместителей, хотя до него десятки президентов и премьеров не менее значительных, чем Грузия, европейских государств спокойно сидели в первом ряду зала заседаний. Выступали, отвечали на вопросы.
Интересно, что требование Саакашвили было удовлетворено, а его напористая, высокомерная речь на грубом американском английском не вызвала у европейских парламентариев заметных возражений, за исключением русских коллег.
Презентация грузинского президента в Страсбурге происходила всего за несколько дней до выборов в Грузии, что также являлось грубейшим нарушением традиций ПАСЕ. Но Саакашвили было можно и это. Он вообще вел себя в ПАСЕ как хозяин, как победитель, заранее знавший результат выборов - и, как выяснилось, знавший хорошо.
Но выступление Саакашвили в ПАСЕ о том, как как на холмы Грузии сошла под его руководством демократическая благодать, не объясняло, чем именно одержим грузинский президент.
Зато исчерпывающее объяснение пришло 8 августа 2008 года, когда сделанные когда-то давно в СССР грузинские танки чешского происхождения пошли на штурм Цхинвали.
Политический смысл феномена Саакашвили
Было бы соблазнительно сказать, что Саакашвили одержим ненавистью к России. Но думаю, что это не так. Сегодняшний грузинский президент одержим больным бредовым эгоцентризмом, ставшим основой политики США в последние годы. Стандартная и широко распространенная болезнь, банальный диагноз.
Не будучи одержимым эгоцентриком-янки по рождению, Саакашвили стал им душой. Это искуственный американец, выращенный в заокеанском колледже, действующий у себя на родине в интересах США, о своих, впрочем, тоже не забывая.
А интересы США на Кавказе прозрачны так же, как сам грузинский президент.
Америка взяла курс на новую большую кавказскую войну с перспективой ее перерастания в войну общеевропейскую, то есть мировую.
Чтобы такая война была действительно большой, в нее нужно втянуть Россию. Втягивание России в большую кавказскую войну и есть суть феномена Саакашвили. Для этого его воспитали, обучили, заморозили, а потом разогрели в печи очередной цветной революции роз.
Суть политики Грузии после революции роз пытаются называть евроатлантической интеграцией. Сложно, непонятно и в свете событий последних дней просто утопично. Европа пока не готова принимать в свое содружество страны хотя и очень демократические, но способные устроить бойню мирного населения и стереть с лица земли целый город в течение нескольких часов.
Суть политики Саакашвили проще - это антирусская политика, управляемая извне, где Грузии отводится скромная и очень неблагодарная роль провокатора, детонатора, который взрывается с помощью пульта дистанционного управления. Пульт называется Саакашвили.
Такова политическая сущность феномена. Но поскольку феномен является еще и живым человеком со своей судьбой, полезно напомнить этому живому не вечное "мементо мори", одержимым людям недоступное, а что-то более простое: "мементо Милошевич".
От успешного просвещенного демократа, агента влияния Европы и США, Запада в целом на Балканах, до военного преступника в Гааге иногда бывает всего один неверный шаг. Причем покойный Милошевич, который говорил на безукоризненном литературном английском, сделал этот шаг, сам того не замечая.
После взрыва детонатора, который выглядит как "война великого полководца Саакашвили против ослабевшей России", назначившие отмороженного назначенца обычно вспоминают шескпировское "мавр сделал свое дело, мавр может уйти".
Правда, уходить таким маврам бывает, как правило, некуда - и от них избавляются. По возможности чужими руками.
Видеокомментарии Сергея Хелемендика:
Война Саакашвили против России станет детонатором
О геополитическом смысле высказываний Саакашвили на сессии ПАСЕ
_________________________________________
Западу стоило бы держаться подальше ("The Guardian", Великобритания)
Россия сама отказывается от своей репутации в мире ("The Financial Times", Великобритания)
Президенту Грузии не стоит ждать сочувствия от Запада ("The Guardian", Великобритания)
Не переусердствовала ли Грузия в Осетии? ("Time", США)
Сойдет ли это с рук России? ("The New York Times", США)
Война Путина против Грузии является частью масштабной стратегии ("The Washington Post", США)