August 13, 2008
13 июня 1948 года, в день, когда Советский Союз сделал первый шаг к блокаде Берлина, американский генерал Люциус Клей (Lucius Clay) послал в Вашингтон телеграмму, в которой обосновал необходимость противостоять Советам. 'Мы убеждены, что наше присутствие в Берлине исключительно важно для нашего престижа в Германии и в Европе. К добру или к худу, оно стало символом намерений Америки'. Через 13 дней заработал Берлинский 'воздушный мост'.
Сейчас, спустя шестьдесят лет, когда на кону вновь стоит доверие к Америке, администрация Буша не торопится отвечать на российское вторжение в Грузию. Мягко говоря, пока она как будто пропала без вести. Между тем перед Америкой стоит двойственная стратегическая задача: помешать Москве в ближайшее время свергнуть демократическое правительство Грузии, и предотвратить российскую агрессию в будущем.
* * *
В понедельник Буш, на выходных, пока пылала Грузия, развлекавшийся на Олимпиаде, все-таки осудил действия России. Тем временем, госдепартамент отправил в Тбилиси чиновника средней руки, а неназванный представитель администрации недовольно сообщил прессе, что Вашингтон предупреждал Грузию не провоцировать Москву. Вот так мы демонстрируем солидарность с евразийской демократической страной, отправившей в поддержку США в Ирак 2000 своих солдат.
На фоне августовской летаргии США, французский президент выглядит Уинстоном Черчиллем. Вчера в Москве Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), действуя в качестве главы Европейского Союза, добился согласия России на временное прекращение огня, которое могло бы вернуть войска с обеих сторон на позиции, занимавшиеся до начала конфликта. После этого он отправился в Тбилиси, вслед за главой французского МИДа Бернаром Кушнером (Bernard Kouchner).
Г-н Саркози обещает, что, если стороны согласятся прекратить огонь, Европа обсудит отправку в регион миротворцев, чтобы закрепить урегулирование. Мы убеждены, что у него не будет недостатка в добровольцах из бывших советских республик, которые понимают, что грозит им, если российская агрессия в Грузии останется без ответа. Лидеры Польши, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии уже прибыли на этой неделе в Тбилиси, чтобы продемонстрировать свою солидарность с Грузией.
Кроме того, вчера прошло заседание НАТО, участники которого также осудили вторжение, хотя обещать Грузии военную помощь не стали. Генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) заявил, что члены НАТО 'порицают и осуждают чрезмерное, непропорциональное применение силы [Россией]', и потребовал вернуться к ранее существовавшему положению.
Глава НАТО также заявил, что вопрос о возможном вступлении Грузии в альянс 'остается животрепещущим', и что однажды она станет членом НАТО. Заявки Грузии и Украины будут рассмотрены в декабре, и, возможно, даже Германия, заблокировавшая их в этом году, пересмотрит на этот раз свои возражения - ведь именно ее позиция позволила России решить, что она может восстановить свой контроль над 'ближним зарубежьем'.
Конечно, как бы США ни уважали Грузию, в каком бы долгу у нее ни были, они не собираются воевать с Россией из-за союзника, не состоящего в НАТО. Однако в распоряжении Америки остаются мощные дипломатические и экономические средства. Во-первых, она может, как предложил Джон Маккейн (John McCain), изгнать Россию из объединяющей демократические страны 'большой восьмерки'. Во-вторых, она может заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию, к которому она давно стремилась. Кроме того, следует дать понять российским лидерам, что их финансовые активы за рубежом могут попасть под санкции. Москва также должна осознать, что под угрозой проведение в черноморском городе Сочи Зимней олимпиады-2014. Страна, которая начала войну в день открытия пекинской Олимпиады, не заслуживает такой чести.
Народ Грузии также заслужил американскую поддержку. Хорошим способом ее продемонстрировать стал бы 'воздушный мост' в Тбилиси, который бы доставлял военные и гуманитарные грузы в грузинскую столицу, отрезанную российскими войсками от порта на Черном море. На борту одного из первых самолетов должны находиться либо госсекретарь Райс (Rice), либо министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates). Когда бои будут закончены, США должны возглавить работу по восстановлению страны. Наконец, раз русские требуют его смещения, поддержки США заслуживает и президент Грузии Михаил Саакашвили. Москве нужен в Грузии марионеточный правитель, и те американские чиновники, которые убеждают СМИ, что во всем виноват г-н Саакашвили, играют на руку Владимиру Путину.
Изменение российской политики США потребует значительно большего времени, чем несколько месяцев, оставшиеся до 20 января, когда в должность вступит новый президент. Однако г-н Буш может исправить свои ошибки в отношении Путина и сформулировать новый политический курс, которым придется следовать и его преемнику. Даже если этим преемником окажется Барак Обама (Barack Obama) - новичок во внешней политике, вполне способный пойти в неверном направлении, у г-на Буша еще есть возможность сформировать для него политику по ключевому вопросу.
* * *
В противном случае президентский срок г-на Буша закончится проявлением слабости в духе Картера. Перефразируя генерала Клея, можно сказать, что, к добру или к худу, но ответ США на агрессию России стал символом надежности Америки. Пытаясь 'финляндизировать' (если не уничтожить) Грузию, Москва дает понять, что в этой части мира сближение с Вашингтоном может оказаться смертельно опасным. Если г-н Буш не пересмотрит свои ошибки в отношении России, поражение Грузии станет постыдным заключительным аккордом его правления.
____________________________________________
Мишико - дурак. Он как-то неправильно понял сигнал от начальников из Вашингтона. . . ("Эхо Москвы", Россия)
Сергей Лавров: Почему действия России в Грузии были правильными ("The Financial Times", Великобритания)
Еще одна жесткая посадка для России? ("The Washington Post", США)