Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сначала 'ЮКОС', затем Грузия

С какой высокомерной уверенностью Путин превращает западные нефтяные компании в боксерские груши для битья!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь мир получил представление о том, как в действительности выглядит 'война за нефть'. Мало кто на Западе осознает, насколько прочно Владимир Путин и советская, пардон, российская элита привержены идее силовых взаимоотношений и национального величия России. Их взгляды базируются не на идеях самовоспроизводства, инноваций и силы торговли, а на представлениях о необходимости контроля над территорией и ресурсами...

Теперь мир получил представление о том, как в действительности выглядит 'война за нефть'. Мало кто на Западе осознает, насколько прочно Владимир Путин и советская, пардон, российская элита привержены идее силовых взаимоотношений и национального величия России. Их взгляды базируются не на идеях самовоспроизводства, инноваций и силы торговли, а на представлениях о необходимости контроля над территорией и ресурсами. Один из их интеллектуальных предшественников называл это 'жизненным пространством'.

Каковы бы ни были предлоги и эмоциональный резонанс, Республика Грузия, являющаяся транзитной территорией, по которой проходят два важных трубопровода, бросала вызов Путину в его борьбе за власть и влияние, которую он осуществлял, контролируя поставки энергоресурсов в Западную Европу, особенно для отопления домов.

Западные государства и руководители западных нефтяных компаний сыграли свою неразумную роль в осуществлении путинского плана. Ни расторжение контрактов, ни открытый захват собственности, ни удары по иностранным и местным компаниям со стороны российских властей не убедили их в том, что не следует выбрасывать деньги на ветер в погоне за российскими ресурсами. Западных миноритарных акционеров 'ЮКОСа' вышвырнули прочь, когда российское правительство взяло эту компанию под свой контроль, обвинив ее в неуплате налогов. Те даже пикнуть не успели. А когда западным партнерам, вложившим миллиарды долларов в различные проекты бурения и строительства трубопроводов, предъявляются экологические претензии, чтобы выдавить их из этих проектов, официальные власти не принимают практически никаких ответных мер.

Действительно, с какой высокомерной уверенностью Путин превращает западные нефтяные компании в боксерские груши для битья! Но он-то знает, что и политики Запада (Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi), Байрон Дорган (Byron Dorgan), Дик Дурбин (Dick Durbin)) у себя дома делают то же самое, преследуя свои узкокорыстные и близорукие политические цели.

Барак Обама (Barack Obama) думает, что решить проблему роста цен на бензин можно, если ввести карательные налоги против компании Exxon. Все это наверняка убеждает Путина в том, что Запад не станет инвестировать политический капитал в защиту интересов своих нефтяных компаний. Он понял, что его сподвижники могут дойти до совершения актов ядерного терроризма (так говорят), чтобы безо всяких для себя последствий уничтожить одного из его политических критиков в Лондоне. Так стоит ли ожидать ответных ударов за постоянный обман западных инвесторов?

Все это время государства и руководители бизнеса доказывают, что рано или поздно Россия поймет, каковы ее ставки в коммерческом сообществе - ведь ей нужны западный капитал и технологии для поиска и добычи нефти. Чтобы получать, надо давать. Потенциальные партнеры должны со временем убедиться в том, что слову России можно верить.

Запад неверно оценил способность Путина допускать просчеты. Но такие ошибки он делал и прежде.

Мы уже не раз находили сходство между Путиным и Саддамом Хусейном. Оба одержали верх над своими постаревшими наставниками и вынудили их уйти в отставку. Оба развязывали войны (Чечня и Иран). Оба делали ставку на то, что контроль над энергоресурсами дает им иммунитет от ответных ударов Запада. Не беда, что войска коалиции во главе с США с готовностью запретили поставки иракской и кувейтской нефти на мировые рынки после агрессии Саддама в 1990 году, пусть это и вызвало скачок цен и экономический спад на Западе. Саддам до конца верил, что размахивая нефтяными контрактами перед носом у французских и российских компаний, он создает гарантию того, что второй президент Буш не решится на его свержение.

Путин допускает примерно такие же просчеты. Западные страны пока мало что могут сделать в связи с его давлением на Грузию. Но со временем он обнаружит, что своими действиями создал условия для появления коалиции по сдерживанию российского энергетического влияния. Его ближайшие соседи, хорошо помня времена советского господства, еще больше захотят быть в рядах Запада и НАТО. Даже близорукие немцы - и те разглядят, что зашли слишком далеко, попав в энергетическую кабалу Москвы. Они могут даже начать задавать целенаправленные вопросы по поводу работы своего бывшего канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) в правлении газпромовской дочерней компании Nord Stream, которая самозабвенно усиливает зависимость Германии от российского газа.

Те, кто склонен прятать голову в песок от существующих проблем, увидят в этом вескую причину заставить Конгресс потратить миллиарды на ложную утопическую концепцию 'энергетической безопасности'. Вы еще услышите эту вздорную болтовню в предстоящие месяцы, но результата от нее практически не будет. Америка вместо этого столкнется с необходимостью относиться к российскому режиму реалистично. Мы должны будем выполнить наш долг по диверсификации поставок энергоресурсов - и для этого нам надо будет для начала отменить торговые барьеры на пути импорта бразильского этанола, а также начать освоение собственных месторождений. Время для настоящей тревоги наступит тогда, когда Америка в погоне за своими примитивными концепциями, такими как энергетическая безопасность, решит пойти за Путиным назад - в 30-е годы прошлого столетия, во времена Великой депрессии.

* * * * * * *

Проклятие Саакашвили и его присных (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

Саакашвили испугался и бежит (Сообщество читателей ИноСМИ в ЖЖ)

___________________________________

Пороховой дым - как ароматерапия для ран Путина ("The International Herald Tribune", США)

Россия может потерять больше всех в этом дорого обходящемся конфликте ("The Financial Times", Великобритания)

Еще одна жесткая посадка для России? ("The Washington Post", США)